На главную страницу >>

 Каббала и вычислительная техника http://www.sufism.ru/mindweb/index.php?option=articles&task=viewarticle&artid=17

БОЖЕСТВЕННЫЙ ШИФР

Все мы наслышаны о явлении «равноотстоящих буквенных последовательностей», о так называемых «кодах Торы».

При этом независимо от того, как сами мы относимся к этим изысканиям, мы не можем не признать, что они возникли в еврейском мире не случайно, что они коренятся в традиционном подходе к тексту Торы.

Большой почитатель еврейской мистики Хорхе Луис Борхес еще в 1977 году (т.е. до проведения основных исследований в области «кодов Торы») следующим образом охарактеризовал каббалистический подход: "Писание рассматривается таким образом, как будто это зашифрованное письмо, криптограмма, и изобретают различные шифры, чтобы это прочесть".

Так выглядит каббалистический метод со стороны, так он выглядит на свежий взгляд. В этом отношении можно сказать, что исследователи "кодов" были вдохновлены исключительно иудейской традицией. С точки зрения иудаизма эти открытия могут именоваться не более чем своеобразным "истолкованием".

По утверждению исследователей «равноотстающих буквенных последовательностей», в закодированной форме в Торе содержатся вообще все когда-либо бывшие и будущие исторические события.

Но для традиционного подхода в этом нет решительно ничего удивительного или нового. Так, Магараль пишет в Гвурат Ашем (53): «Всевышний именуется «Место (Маком)», потому что Он все в Себя вмещает, и является Местом для всего. И ничего не существует, чтобы при этом находилось вне Его. Поэтому пристало Ему имя «Место»… И как Всевышний именуется «Местом» потому что Он все в Себя включает, так дал Всесвятой Израилю Тору, которая включает все, и нет вещей, которые не находились бы в Торе».  

Однако прежде чем сравнить методы электронно-вычислительной техники с традиционными методами каббалистов, следует отвести одно ложное обвинение в адрес компьютеров, вызванное прежде всего тем, что дети стали проводить время не столько за книгами, сколько за компьютерными играми.

СЛОВО И ОБРАЗ

С момента победного распространения  персональной  компьютерной техники не смолкают прогнозы относительно атрофии книгопечатания и даже вообще его вытеснения.

Но чего, собственно, опасаются "библиофилы"? Если того, что изображение  как способ познания и получения информации заменит  нам текст,  то опасность эта существует не одно десятилетие, и не с компьютером возникла.

Конкуренцию печатному  тексту  уже целый век представляет  кинематография и пол-века телевидение,  и тем  не  менее печатная продукция по-прежнему в изобилии производится.

При этом само противостояние зрелищной и  печатной  культур,  которое действительно носит сущностный характер, имело место на много веков раньше кинематографии.

Например, еще  Леонардо  да Винчи был убежден,  что именно живопись,  а не литература или  философия,  отвечают  предельно мыслимому постижению предмета:  "Живопись представляет чувству с большей истинностью и достоверностью творения  природы,  чем слова  или буквы...  Живопись распространяется на поверхности, цвета и фигуры всех предметов, созданных природой, а философия проникает  внутрь этих тел,  рассматривая в них их собственные свойства. Но она не удовлетворяет той истине, которой достигает живописец, самостоятельно обнимающий первую истину".

Итак, зрительное  и  вербальное  восприятие - это действительно два разных мироощущения. Зрительное восприятие - непосредственно чувственное; словесное - заведомо умопостигаемое (считается даже, что за эти восприятия отвечают разные полушария головного мозга).

Я не стану здесь  доказывать,  что в первую очередь именно умопостижение соответствует человеческому предназначению. Однако отмечу, что тот же Леонардо да Винчи,  прочитав "Божественную комедию", так был поражен «литературным» образом  Беатриче,  что захотел изобразить ее на полотне. Он многократно приступал к этой задаче, но в течение всей жизни так и не смог ее воплотить.

Как бы то ни было, но еврейская традиция целиком и полностью построена на Слове, а не на образе. Согласно иудаизму, Слово, а точнее даже Буква лежат в основе мироздания.

Иудаизм потому так охотно обратился к использованию электронно - вычислительной техники, что компьютер (в отличие от кинематографии) не только не составляет конкуренции Слову и Букве, но на них именно зиждется. Компьютер - бесценный партнер и союзник "библиофила", а не его соперник и враг.

СВЕТ И ТЬМА

В самом деле,  в  основе  компьютерной  технологии  лежит принцип кодировки всех цифр (чисел), букв и даже цветов и звуков  двумя  знаками:  нулем  и  единицей,  т.е.   наличием  и отсутствием тока в блок-схеме.

А это имеет свою аналогию в традиционных еврейских представлениях, согласно которым   Всесвятой "сократился", создав тем самым предвечную тьму,  предвечную пустоту,  куда в следующий момент устремился Его Свет. Свет и тьма, таким образом,  лежат в основе миротворения, но они же, как мы видим, лежат в основе  компьютерной  технологии.  Единицей  (наличием тока, "светом") и нолем (его отсутствием, тьмой) кодируются все буквы, числа, цвета и звуки.

При этом достойно упоминания, что и религия, и программирование различают два небытия, два ничто, два ноля.

Так, Магараль пишет в «Гвурат Ашем» (34): «Как свет указывает на действительность, так тьма - на отсутствие. Мироздание появилось после того, как уже имело место ничто, то есть тьма, предшествующая действительности, и она именуется вышней тьмою, разделяющей между Всевышним и миром, как сказано (Тегил 18): «И сделал мрак укрытием Себе».

Потому что Всевышний вечен, а мир появился вслед за небытием и вот «сделал мрак укрытием». Так небытие прилепилось к миру в самом его истоке. И согласно этому свойству, что есть в мире тьма, увязанная с его истоком, пришел в Египет мрак, представляющий собой отсутствие света. Но также имеется в мире еще одно небытие, соответствующее тому, что у всего сотворенного имеется свой недостаток. Так как нет в мире ничего совершенного, к творениям липнет мир небытия, и это - гееном, который есть недостаток творения. И поэтому все, чему положено истребиться, приходит в  гееном, в котором сосредотачиваются недостатки творения».

Но в программированнии также используются три эти исходные категории: 0,1 и null. Null - это отсутствие всяческих цифр как бы до их возникновения. После появления первой цифры, единицы, появляется и ноль как отсутствие уже существующей единицы.

АТОМЫ СМЫСЛА

Более того, согласно иудейскому видению, первоэлементы мира - это именно буквы,  буквы еврейского алфавита, носящие самые разнообразные и, в частности, числовые характеристики.  Поэтому мир в основе своей - это текст. Элементарные частицы мироздания - это не кварки, а именно буквы, буквы еврейского алфавита.

Буквы предшествуют словам, задают их смыслы. Значение слов рождается из сочетания входящих в них букв, подобно тому как свойства химических соединений возникают на основе входящих в их состав химических элементов: их можно предугадать. Причем это особенность даже не только иврита, но и любого другого языка.

Так, в исследовании Хаима Русинова «Еще раз о сонорных «эр» и «эль»» (опубликованном в 1991 году во втором номере журнала Таргум) говорится о смыслообразовании слов на основе входящих в них букв. При этом  автор обращается к размышлениям на эту тему нееврейских мыслителей. Он упоминает Платона, который в диалоге Кратил отмечает, что «Буква «р» соответствует порыву, движению и в то же время твердости», и приводит аналогичные утверждения Хлебникова и Бальмонта, например такие: «В самой природе Л имеет определенный смысл, также как параллельное, рядом стоящее, Р. Рядом стоящее - и противоположное. Два брата, но один светлый, а другой черный». 

Вот что пишет Русинов по поводу смысловой альтернативности Л и Р: «Даже в словах разного звукового состава RL-чередование воспринимается как семантически значимое: правда – ложь, хороший – плохой, лилия – роза, горький – сладкий, горячий – холодный, черный – белый, ястреб – голубь, левый – правый, добро – зло, длинный - короткий, здоровый – больной, зрячий – слепой, сложный – простой, старый – молодой».

Я думаю, каждый из нас сможет пополнить этот убедительный перечень десятками других аналогичных примеров, таких как: грусть – веселье, труд – лень, быстро – медленно, первый – последний, абсурд – логика  и т.д. 

Итак, закодированные Светом и Тьмой буквы имеют свои смыслы, свои свойства (рассматриваемые в каббалистическом сочинении Сефер Йецира).  Сочетаясь, эти буквы складываются в слова с определенными смыслами. Но это приблизительно то же самое, что  мы встречаем и в компьютерной технологии:  следующим  после   микросхем является  программный   слой, который  целиком   реализуется посредством букв,  слов и "языков".

Именно на основе «буквенного» программистского кода возникают на экране компьютера изображения и звуки. Таким образом, мы вправе заключить, что методики электронно-вычислительной техники сродни к каббалистическому подходу, и их союзу удивляться не приходится.

Оригинал: http://abaratz.com/stat-f.htm

                                     ******************

Статья по близкой теме:
- Код Танаха - не код Да Винчи    >>


 

Hosted by uCoz