Выпуск 74
20 октября 2005 г.
 


КАББАЛА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ >>

"Каббала - это учение о причинно-следственной связи духовных источников, соединяющихся по постоянным и абсолютным законам в одну высокую Цель - постижение Творца созданиями, существующими в этом мире."
- Бааль Сулам. "Матан Тора" -


У всего, существующего в действительности, и хорошего, и плохого, и даже самого худшего и вредного в мире, есть право на существование.
Мир в мире- виртуальный урок: прослушать - ч.4 >> , просмотреть - ч.4 >>

Михаэль Лайтман
Мир в мире - 4 часть


 
  В действительности четыре категории противоречат друг другу
 Четыре упомянутых категории: милосердие и правда, справедливость и мир, - присущие каждому из нас особым образом и скрытые от другого, разделились в природе человека или в результате развития, или в результате воспитания, и находятся в противоречии друг другу. Так что, если мы возьмем, например, категорию милосердие в абстрактной форме, то обнаружим силу ее власти, подавляющую все остальные категории, то есть, в соответствии с законами милосердия, другим категориям просто нет места в нашем мире.
 Милосердие представляет собой условие: "мое - твое и твое - твое". Если бы все человечество вело себя в соответствии с этой категорией, то исчезли бы все великолепие и ценность того, что заключается в категории правда и справедливость. Ведь если бы каждый по природе своей был готов отдать все, что у него есть, ближнему, и ничего не получать от него, то исчез бы фактор, заставляющий лгать своему товарищу.
 И тогда в принципе нечего было бы говорить о категории правда, так как правда и ложь зависимы друг от друга. Ведь если бы не было в мире "лжи", то не существовало бы и понятия "правда", не говоря уже о том, что исчезли бы и остальные категории, которые появились только для того, чтобы укрепить правду, вследствие присущей ей слабости.
 Правда, принцип которой определяется как "мое - мое, а твое - твое", вступает в противоречие с категорией милосердие, и совершенно не терпит ее, так как принцип трудиться и помогать ближнему с точки зрения правды неверен, поскольку это портит человека, приучая его эксплуатировать ближнего. А кроме того, правда утверждает, что каждый обязан копить на черный день, чтобы не быть вынужденным пасть бременем на плечи ближнего в тяжелое время.
 И кроме всего этого, нет человека, у которого не было бы родственников или наследников его имущества, которые, согласно принципу правды, имеют перед остальным приоритетное право. И естественным образом получается, что раздающий свое имущество другим выступает лжецом по отношению к родне и наследникам, если ничего им не оставляет.
 Мир и справедливость также противоречат друг другу, поскольку для того, чтобы установить мир, в обществе должно соблюдаться определенное число условий, которые позволят умным и энергичным, затрачивающим усилия и ум, разбогатеть, а лентяям и непрактичным - быть неимущими. Таким образом, энергичный получит свою долю, а также и долю своего ближнего - лентяя, наслаждаясь лучшей жизнью, пока у ленивых и непрактичных не останется даже на насущные нужды, и они не станут нищими.
 И, разумеется, несправедливо так тяжело наказывать ленивых и непрактичных, которые никого не грабили. В чем заключаются прегрешение и преступление этих несчастных, если Высшее управление не наделило их проворством и умом? За это наказывать их страданиями, которые тяжелее смерти? Так что, если справедливость является условием установления мира, то мир противоречит справедливости.
 И справедливость противоречит миру, так как если установить порядок раздела имущества в соответствии с принципом справедливости, то есть передать ленивым и непрактичным значительные ценности - сильные и инициативные, безусловно, не будут знать покоя и отдыха, пока не отменят эту практику, подчиняющую слабым сильных и энергичных и эксплуатирующую их. И потому нет никакой надежды на мир в обществе, ведь справедливость противоречит миру.
 
  Действие свойства единственности в эгоизме - разрушение и уничтожение
 Таким образом, видно как свойства, находящиеся в нас, сталкиваются и воюют друг с другом не только между отдельными группами, но и в каждом человеке. Четыре категории, находящиеся в нем, владеют им одновременно или попеременно, и ведут между собой такое сражение, что здравый смысл не может установить порядок и привести их к полному согласию.
 По правде говоря, источником всего множества смешений, царящих в нас, является не что иное, как свойство "единственность", присутствующее в каждом из нас в большей или меньшей степени.
 И хотя мы выяснили, что в нем заложен высокий, красивый и величественный смысл, поскольку свойство это дано нам прямо от Творца - единственного, являющегося корнем всех творений, но вместе с тем, когда это ощущение единственности соединяется с нашим узким эгоизмом, действие его становится разрушительным, так что стало оно источником всех несчастий мира, как произошедших, так и будущих.
 И, как сказано, нет ни одного человека в мире, свободного от этого свойства, а все отличия между людьми определяются лишь способами его использования: для удовлетворения сердечной страсти, достижения власти или почета, - чем и разделяются творения между собой.
 Однако общее между всеми творениями мира в том, что каждый из нас стремится использовать всех остальных ради собственной выгоды, применяя все имеющиеся в его распоряжении средства, и совершенно не учитывая, что строит он свое на разрушении имеющегося у ближнего.
 И неважно, какие оправдания каждый придумывает для себя, так как "желание руководит мыслью", а не "мысль - желанием". И еще дело в том, что насколько больше, насколько исключительнее человек - настолько больше и острее он ощущает свою единственность.
 
  Использование единственности как средства развития индивидуума и общества
 А сейчас попытаемся выяснить, каковы условия, которые, в конце концов, будут приняты человечеством с наступлением мира во всем мире; узнать, в чем заключается положительная сила этих условий, которая обеспечит счастливую жизнь индивидууму и обществу; а также что представляет собой готовность человечества в конечном итоге пожелать принять на себя исполнение этих особых условий.
 Но вернемся к единственности в сердце каждого человека, которая пробуждает желание поглотить всех и вся ради себя. Корень этого исходит из единственности Творца и тянется к людям, являющихся Его ветвью.
 Но здесь возникает вопрос, требующий ответа: почему это чувство раскрывается в нас в настолько испорченной форме, что становится основой всего вредящего и разрушающего в мире? И как Источник, порождающий все живое, продолжаясь, превращается в источник всех разрушений? И невозможно оставить этот вопрос без ответа.
 А дело в том, что у единственности есть две стороны. Если смотреть на нее с точки зрения Творца, то есть с точки зрения достижения подобия Его единственности, то она лишь побуждает "отдавать ближнему", поскольку таково свойство Творца, у которого нет свойства получения, так как ни в чем Он не имеет недостатка, и не нуждается в получении чего-либо от своих творений. А потому и единственность, являющаяся продолжением в нас свойства Творца, обязана реализовываться в нас в форме "отдачи ближнему", альтруистически, а не эгоистически, в "получении ради себя".
 С другой стороны, то есть с точки зрения практического действия в нас этого свойства, находим, что действует оно совершенно противоположным образом, - лишь как "получение ради себя", эгоизм, то есть как желание быть самым богатым и знатным - единственным в мире. И таким образом, эти две стороны противоположны друг другу и далеки друг от друга, как восток от запада.
 В этом и находим мы ответ на заданный вопрос: каким образом та единственность, которая исходит от Творца, Источника жизни на Земле, проявляется в нас как источник разрушения? Это происходит потому, что мы используем это драгоценное средство с противоположным намерением - получаем ради себя.
 Единственность никогда не будет действовать в нас как отдача ближнему, альтруистически. Ведь нельзя отрицать, что есть среди нас люди, в которых единственность действует в форме отдачи ближнему. Они отдают свое имущество и свои достижения на благо общества, и тому подобное.
 
    (продолжение следует)

  *********************************************************

CСЫЛКИ     ПО     ТЕМЕ :
Международная Академия Каббалы "Бней Барух"
Виртуальное обучение по сети Интернет
Cайт  Международной каббалистической   группы
LiveJournal    "Новости науки и жизнь "
Рассылка   "НАУКА КАББАЛА"
Cайт автора по тематике каббалы

КНИЖНЫЕ МАГАЗИНЫ:        в Израиле          в Москве и Санкт - Петербурге
Здесь вы можете приобрести книги Михаэля Лайтмана.
Можно заказать книги через интернет.
Hosted by uCoz