Выпуск 206
22   февраля   2012 г.
 


КАББАЛА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ >>

"Каббала - это учение о причинно-следственной связи духовных источников, соединяющихся по постоянным и абсолютным законам в одну высокую Цель - постижение Творца созданиями, существующими в этом мире."       - Бааль Сулам. "Матан Тора" -

"Подобие" означает соответствие свойств, согласно сказанному: "Как Он милосерден, так и ты будь милосерден", т.е. насколько он полон милосердия, участия, любви ко мне как воспитатель к воспитаннику, такое же ответное чувство я бы хотел испытывать к нему. Это и называется "подобием свойств".

 

Уроки о новом мире -2

 

Отличительные черты общества будущего

Вопрос: Вы упомянули, что нам нужно нарисовать в своем воображении благополучную, комфортную жизнь, которую мы желаем для наших детей - словно розовый сон, состояние как можно более далекое от нашей реальности, даже утопическое?

Ответ: Я опустил в своем объяснении много деталей и лишь сказал, что нужно попробовать себе представить это состояние. Но мы еще не говорили о том, что характерно для той "утопической" жизни.

Это такое общество, в котором все живут на одном уровне благосостояния, каждый человек получает все необходимое для нормальной жизни, заботится о других и имеет возможность полноценно участвовать в жизни общества.

Вместе с тем мы сможем наполнить все человеческие страсти. Ведь не напрасно нам присущи такие свойства, как соперничество, зависть, азарт, слава и властность. Эго остается прежним, но мы находим ему новое применение во благо человечества.

Именно со своими свойствами нам придется работать в новой, очень интересной форме. Как я сумею использовать зависть, страсть, славу, властность, обширные знания, хитрость, чтобы тем самым принести пользу, а не вред? Это – очень интересные задачи, которые могут стать увлекательным делом для каждого человека.

Никто не говорит, что нам нужно остаться лишь на том уровне жизни, когда каждому обеспечено питание, продолжение рода, семья, жилье, безопасность, здоровье, образование. Мы сможем поднимать уровень жизни во всем мире все выше и выше, но сохраняя равновесие с природой. И тогда прекратятся удары со стороны природы, и мы cможем обеспечить себя в полном изобилии.

Никто не считает, что мы должны себя ограничивать и жить только жизнью физического тела, довольствуясь минимальными потребностями. Это лишь сейчас у нас такая ближайшая задача – поднять всех выше уровня бедности. 

Было бы интересно построить модель нового суда, в котором разбиралось бы поведение человека: правильно он поступает или нет, каковы его мысли, желания и поступки, и как он должен жить. Иначе говоря, - это часть той же среды, где воспитывается человек, только предназначенная для особых случаев, в которых мы выясняем все эти отступления от правил, и сейчас создадим в нашей среде модели таких разбирательств.

По реакции среды на его поведение человеку будет понятно: правильно он себя ведет или нет, поддерживает его окружение или несогласно с ним. Потому что во всем должно быть одно направление – если его намерения во благо окружению, то он и его дети удостаиваются почета, доброго отношения, проявляющегося в разных формах, в знаках отличия и т.п.

А если он ведет себя нехорошо, то общественное давление повлияет на него так, чтобы он изменил свое отношение и после этого почувствовал бы себя комфортно. Но это делается не путем подавления человека или помещения его в тюрьму, а только выражением неодобрения товарищей, близких, общественного осуждения.

Необходимо также выяснить, в чем у людей есть потребности для ощущения полноты жизни. Должен быть такой сервис через компьютерную сеть, где собирались бы требования каждого в соответствии с его характером и привычками, и таким образом удовлетворялись бы все нужды людей. Каждый человек сможет получить свою "потребительскую корзину" – ему не потребуется беспокоиться о собственном обеспечении: об этом позаботится общество.

Во всей этой системе есть много факторов, которые придется учитывать при управлении обществом. Продолжат ли свое существование уже имеющиеся в стране наработанные системы или понадобится создание новых, постоянно находящихся под влиянием той же среды и под общественным контролем? Все это – очень интересные вещи. Но в каждом случае нам потребуется учиться, как можно совершенствоваться самим и совершенствовать свое окружение. Это – самое основное.

Таким образом, мы все время строим окружение и с его помощью – самих себя. А  окружение всякий раз должно быть в чем-то более творческим и продвинутым, чем я, и тогда оно повлияет на меня, и таким путем я достигну более продвинутых состояний.

Я все время буду думать о том, каким должен быть мой воспитатель, который сможет сейчас правильно и хорошо меня воспитать? Каким должен быть его образ, чтобы я мог у него научиться, как правильно себя вести? Как этот образ повлияет на меня? Как мне выстроить его таким, чтобы видеть его перед собой, не теряя связи с ним, и он формировал меня как личность.

В сущности, это – я сам на более высокой ступени, потому что так я представляю себе нечто более возвышенное. И тогда я стремлюсь стать таким же, стать подобным по свойствам тому образу, который создал для себя.

"Подобие" означает соответствие свойств, согласно сказанному: "Как Он милосерден, так и ты будь милосерден", т.е. насколько он полон милосердия, участия, любви ко мне как воспитатель к воспитаннику, такое же ответное чувство я бы хотел испытывать к нему. Это и называется "подобием свойств".

Этот образ фактически является совокупностью тех свойств, которые я себе представляю, как идеал - но не из области фантастики, а немного лучше моих.

Я проверяю, в чем я вижу проявление своих плохих свойств, т.е. насколько мне раскрывается осознание зла, и хочу исправить тот слой, тот срез, который раскрылся во мне сейчас. И тогда я вижу этот срез в противоположной форме в своем окружении или в образе воспитателя. А образ воспитателя и среда – это одно и то же.

Вопрос: Получается, что мой первый шаг – это проверка своего отношения по шкале относительно ближнего: во благо это ему или во зло? Что мы делаем дальше, какой наш следующий шаг?

Ответ: Проверь, каким ты хотел бы видеть себя, если бы исправил свое отношение к другим. Иначе говоря, ты представляешь себя на уровне плюс один, на более продвинутой ступени своего отношения во благо ближнему и окружению. Это и называется "образом воспитателя" или "образом окружения" (общества). Именно так ты каждый раз выбираешь  лучшее окружение.

А сейчас начни восхищаться этими свойствами и стремиться обрести те же принципы и ценности.

Вопрос: Как?

Ответ: Представляй себе каждый раз лучшие свойства.

Реплика: Но тогда я представляю то, чего во мне нет. Ведь если бы они были во мне, то не нужно было бы их придумывать.

Ответ: Старайся всякий раз стремиться к этому.

Вопрос: Как?

Ответ: Когда ты представляешь себе лучшие свойства, чем те, которыми обладаешь сам, значит, ты готов продвигаться, только не знаешь как. Попроси у окружения, чтобы оно пристыдило или похвалило тебя. И если ты находишься в лучшей среде, она вселит в тебя уверенность, что ты способен достичь тех свойств, которые сейчас воображаешь.

Ведь как тебе удалось почувствовать себя плохим: благодаря тому, что ты находишься в определенной среде.

Я нахожусь в кругу каких-то людей. Этот круг называется "интегральное воспитание". Я чувствую и раскрываю в этом кругу людей, все свои недостатки, и также чувствую, что мне нужно в себе исправить. Это означает, что я нахожусь в осознании своего зла по отношению к среде. И тогда окружение своим отношением показывает мне мою следующую ступень – как будто, если бы не это зло, которое я сейчас в себе раскрыл, я бы соединился с этими людьми самой тесной внутренней связью, в полном подобии свойств.

Вопрос: Так я должен сам вообразить себе свои исправленные свойства или мне их показывает окружение?

Ответ: Это – одно и то же, а иначе, как ты себе это представишь, откуда придет осознание зла? Благодаря тому, что ты находишься в окружении – ведь необходима какая-то система отсчета.

То есть ты уже понял, что относишься к ним не правильно, а со злом. Что такое правильное отношение? Это такое отношение к окружению, когда ты чувствуешь их настолько близкими себе, что готов внутренне соединиться. Я говорю не о физических объятиях, а о подобии свойств.

Реплика: Тогда я относился бы к ним хорошо, а не так, как сейчас.

Ответ: Так же, как они по-доброму относятся к тебе. Ведь ты сравниваешь их отношение со своим и понимаешь, насколько ты плох.

Реплика: Там не все относятся ко мне хорошо, это еще не райский сад.

Ответ: Все зависит от того, в чем ты видишь зло, и это называется осознанием зла. Осознание твоего зла происходит по отношению к ним. Должна же быть мера, на которую следует ориентироваться.

Вопрос: Значит, мерилом здесь служит хорошее отношение ко мне части людей в отдельных случаях. Это является для меня как бы эталоном добра?

Ответ: Да, и это также твой индивидуальный эталон. Говоря иными словами, ты определяешь хорошее отношение окружения к тебе, а также в противоположность ему свое плохое отношение к нему. И тогда разница между отношением окружения к тебе и твоим отношением к нему является осознанием зла.

Ты плохо себя чувствуешь из-за этого. В силу их влияния на тебя ты чувствуешь насколько ты хуже их. Они проявляют по отношению к тебе положительную реакцию, дают тебе положительную оценку. Общество относится к тебе хорошо, и оно говорит, что его доброе отношение к тебе – это самая высокая оценка, это и есть добро. И это имеет бόльшую ценность в сравнении с твоим отношением к своему окружению. То есть ты находишься на более низкой ступени и из-за этого чувствуешь порочность своего эго. Это подстегивает тебя достичь подобия среде.

Получается, что с одной стороны, ты чувствуешь порочность эго, а с другой, - у тебя нет выхода, тебя подталкивают приблизиться к свойствам этих людей, стать подобным им. И окружение оказывает на тебя влияние такими примерами, а ты по безвыходности начинаешь все больше и больше становиться подобным ему. Точно так же дети учатся на примере поведения своей воспитательницы.

Например, сейчас мой внук пошел в детский сад, в котором работает воспитателем мой ученик. Теперь, когда я общаюсь со своим внуком, я вижу в нем все проявления характера его воспитателя. Для того, чтобы понять человека, больше ничего не нужно. И когда потом я встретился с этим учеником, то сказал ему, что я и не знал, что у него такой характер. Он, конечно, удивился: откуда мне это известно? И я ответил ему, что вижу эти характерные черты у своего внука. Вот так окружение воспитывает человека.

Однако человек также должен задействовать свои силы, чтобы теснее быть связанным с окружением. Но это – не только его собственные силы. Нам вместе необходимо  так повлиять на каждого человека, чтобы его связь со всеми была прочнее, чтобы он чаще приходил.  Получится, что в силу естественной связи произойдут изменения в каждом из нас.

Самое главное – всегда проверять общий внутренний настрой в обществе, чтобы он всегда был направлен на объединение, сопричастность, взаимность и любовь. И тогда, желает того человек или нет, - он изменится.

Разумеется, что никто из нас не хочет меняться - мы знакомы с природой человека. И каждый из нас это знает, но по безвыходности он входит в систему, которая меняет его против его первичного желания (эгоистической природы).

Но она не ломает его, а только меняет в нем использование его эго, чтобы оно было созидающим во благо ближнему, окружению и человечеству в целом. И тогда каждый, кто проходит через эту систему воспитания, меняется и тем самым строит новый мир.

-------------------------

Европа: вместе к единству или врозь к войне

Вопрос: По идее, наше послание о поручительстве адресовано наивным людям?

Ответ: Нет. Мы предлагаем человечеству конкретную вещь: практические перемены в обществе. Это не наивно, а в высшей степени реально. Согласно закону поручительства, все мы взаимосвязаны. Эволюция и прогресс наглядно демонстрируют нам это сегодня. Раньше связь была слабее, мы жили как обособленные, разрозненные части – но сегодня система внезапно "затянула гайки". Отсюда и вытекает естественное условие поручительства: давайте вести себя согласно сложившейся ситуации. В конечном итоге, именно от этого зависит наше доброе будущее.

Что же тут наивного? Напротив, здесь заложен ключ к исправлению человеческого общества во всех сферах его деятельности. В этом спасение от всех бед.

Взгляни, что происходит в Европе. А ведь это только начало. Что европейцы будут делать, когда столкнутся с еще более холодными и снежными зимами?

Спад идет везде, в том числе и в Германии. Европу ждет всеобщий окончательный крах, если она не примет факта всеобщей взаимосвязи.

Здесь надо действовать против старой, привычной логики. Каждый думает, что ему удастся отгородиться, запастись ресурсами, обеспечить себя энергией, продовольствием, лекарствами и отсидеться в сторонке. Не удастся.

Как раз наоборот, надо открыть, распахнуть всё настежь и стать одним целым. Если ты идешь против своего желания и начинаешь объединяться с другими, вопреки всем страхам, если стараешься вместе со всеми строить расчет на единство, то удостаиваешься Высшей силы, которая в нем кроется. Не опустив ее на свой уровень, ты не выйдешь из кризиса.

Нынешняя проблема совершенно не похожа на то, что было до сих пор. Сегодня общеевропейский "пирог" поделен на разноцветные куски, и если каждая страна, несмотря на внешнее единство, продолжит ограждать себя, результаты будут ужасны. Члены Евросоюза как будто негласно сохраняют за собой возможность разойтись и выживать поодиночке. "Если уж совсем прижмет, я избавлюсь от этой общей беды, вернусь к собственной валюте и как-нибудь устроюсь". В таком случае их ждет фиаско. 

Сегодня Европе необходимо сплотиться в одно целое и отменить границы во всех областях: в воспитании, в экономике, в промышленности и т.д. Нужно единое правление во всем. Если европейцы сделают это, то получат свыше единую Высшую силу, которая окажет на них свое воздействие.

И наоборот, без этой Силы, которая должна в них облачиться, они не добьются успеха. Пускай даже каждый будет силен – внезапно обнаружатся проблемы, которые не позволят отдельным странам обеспечивать себя. К примеру, если Германия отделится от остальных, положившись на собственные богатства, то ее ждет развал.

Ведь сегодня европейцам недостает именно силы единства, Творца, который ниспустится в них и наполнит их. И это невозможно, пока они не объединятся. Если же они хотят быть умными поодиночке – это не от большого ума.

Все раскрывающиеся сегодня проблемы указывают на недостающее. Нужна воля, сила, решение, одна "голова". Если же Евросоюз хочет действовать в тридцать "голов" – ему будет плохо. Пускай даже наступят несколько лет процветания – но такого же, как в эпоху Гитлера, с середины 30-х годов и далее навстречу Войне и последующему краху. Только сегодня это произойдет намного быстрее, чем тогда. Если Европа не обратится к единству, то окажется в опасной близости от мировой войны.

------------

Особенность интегральной системы

Вопрос: Когда я сталкиваюсь с законом взаимного поручительства и вижу его действие, я тут же начинаю следить за другими, чтобы они не сверлили дырку в лодке и чисто эгоистически указывать, чтобы они этого не делали.

Ответ: С исправленной, альтруистической стороны я действую по-другому. Я говорю себе: все они идеальны, я могу быть в них абсолютно уверен, единственное, что мне не хватает – следить за собой, чтобы я правильно их дополнял.

Если я буду себя правильно вести в интегральной схеме, то вся схема будет правильная. Это обратное следствие того же закона, когда каждый ответственен за всех. Если, находясь в интегральной системе, я правильно веду себя, то обязываю правильно вести себя всю интегральную систему. Если кто-то нарушает этот закон, то вся система падает.

В технике есть примеры различных систем, в том числе и интегральной.

Есть дискретная система, где четко обозначены начало и конец, и все рабочие части импульсно сообщаются друг с другом.

А есть система, которая возбуждается от полученного сигнала, затем успокаивается,  приходит в состояние равновесия, и только после этого вы снимаете с нее сигнал как решение задачи. Это система и называется интегральной, аналоговой.

В этих системах происходит возмущение и естественно усреднение, успокоение. Вы не сможете увидеть никакого результата до тех пор, пока всё не успокоилось и не пришло к общему знаменателю, к решению.

В начале, когда вы подаете сигнал, вы приводите, допустим, эгоистическую среду в возмущенное состояние. Затем происходит исправление: постепенно достигается успокоение, равновесие между абсолютно всеми частями системы. И затем вы снимаете с нее потенциал, который является результатом ее соединения. Если мы имеем в виду человеческое общество, то полученный результат принимается всеми равномерно, одинаково, добром, и все стараются поддержать именно это состояние, потому что оно – самое комфортное для всех.

Из 8-й беседы об интегральном воспитании, 15.12.2011

--------------

Человечество как интегральная система

Можно долго говорить о связи между нами, которая в последнее время обязывает нас контактировать друг с другом душевно, на уровне чувств. Мы должны начать связываться между собой не только согласно экологическим законам, в процессе производства, функционирования банковской системы, совместном воспитании и здравоохранении, а каждый человек лично и, соответственно этому, все государства должны включиться в добрые отношения друг с другом.

В процессе эволюции природы, развитие прошло неживой, растительный, животный уровни, дойдя до человека, и по тем же ступеням развивалась человеческая цивилизация,  приведя нас к тому, что мы начинаем обретать образ единого человека. Именно это состояние называется Адам, Человек.

И здесь возникает вопрос: как мы это выполним? Ведь иначе существовать невозможно - взаимное хорошее отношение является требованием нашего развития, и без него мы не можем исправить законы в экономике, производстве, торговле. Мир находится в тупике, запутан, не понимает, что делать дальше. Люди как бы вообще потеряли связь между собой, потому что сейчас от них требуется связь сердечная, душевная, которой между нами никогда не было.

Мы или презирали друг друга, или обменивались товарами, или от безвыходности сотрудничали в производстве и торговле. Но ни от человека, ни от государств не требовалось хорошего отношения к партнеру. А сейчас от нас якобы требуют внутренних, психологических усилий в отношении к постороннему человеку, и именно в этом состоит наше развитие.

Мы чувствуем, что без этих отношений не можем правильно существовать даже у себя дома. Если я живу в квартире с несколькими людьми, то мы как-то ладим между собой, если у каждого есть свой угол. Но сейчас мы настолько зависим друг от друга - каждый от всех, - что без правильных отношений между собой, наша жизнь становится просто ужасной. 

Поэтому нам необходимо прийти к согласию, а оно называется взаимным поручительством. Иными словами, наши отношения должны стать такими, чтобы каждый чувствовал, что его жизнь зависит от других. Так солдаты одного отряда знают, что жизнь каждого зависит от всех, и если каждый не поддержит и не позаботится об остальных, то все проиграют.

Такие системы взаимной зависимости есть в природе и в технике - они называются интегральными или аналоговыми системами. В них все части настолько связаны друг с другом, что если какая-то деталь выходит из строя, то весь механизм прекращает работать. Очевидно, в процессе развития человеческого общества мы настолько выросли, что сегодня достигли такого соединения.

------------------

К взаимному поручительству - через интегральное воспитание

Чем дальше мы развиваемся, тем нам яснее, что с каждым годом мы погружаемся во все более глубокий кризис. И дело не только в экономике - есть и другие кризисы, с которыми мы не справляемся многие годы. Некоторые области охвачены кризисом уже десятки лет: наркотики, депрессия, экология, воспитание, семья.

Общая разгадка всех этих проблем - отсутствие правильной связи между нами, которое проявляется на всех уровнях: международном, национальном, семейном. Поэтому сейчас знание системы связи между нами, которая обязывает нас установить между собой добрые отношения, а не просто подписать на бумаге соглашение о мире, торговле или производстве, является обязательным.

Это похоже на брачный договор, который существует только на бумаге: люди живут вместе в одном доме, но между ними нет внутреннего душевного контакта, они просто существуют на общей площади. В таком случае очень быстро наступает такой момент, когда они больше не могут терпеть эту ситуацию и вынуждены расстаться.

Чтобы не доводить человечество до мировой войны и взрыва эгоизма, необходимо, чтобы каждый человек видел связь между нами и понимал, что сегодня она должна идти от сердца к сердцу.

Наблюдая природу, мы видим, как разумно все в ней устроено: все ее части - от далеких огромных звезд и до мельчайших частиц, - образуют единую систему. По мере развития науки мы все больше обнаруживаем существование этого интегрального соединения и взаимности. И если случается так, что мы нарушаем некую область, то это вызывает тысячи последствий в нашей жизни.

То же самое и даже еще нагляднее происходит в человеческом обществе. Поэтому наш успех зависит только от правильной связи между нами, называемой взаимным поручительством: каждый чувствует, что он зависим от всех, а все зависят от каждого.

В соответствии с этим должны быть установлены новые социальные и международные законы, нормы отношений между людьми в семье, на производстве, в общественных местах и даже тогда, когда человек находится один - все должны заботиться о нашей большой семье. В конечном счете, мы все существуем в одном месте и связаны даже больше, чем члены одной семьи, живущие в одном доме. 

От этой зависимости человек получает не только чувство безопасности, процветания и благополучия - ведь он находится среди людей, желающих ему добра. Если мир становится одной семьей, то я не боюсь, не стесняюсь, вообще ни за что не опасаюсь. Весь мир мой, я дышу с облегчением и в любом месте - на улице, в магазине, в путешествии - чувствую, что нахожусь дома.

И здесь следует понять важность воспитания. Привести человека к тому, чтобы он увидел, согласился и реализовал такое отношение к другим людям - большая и очень важная работа. И сейчас все человечество входит в такую эпоху, когда будет обязано выполнить исправление и подняться на уровень Человек, т.е. уподобиться тому образу Человека, который мы все вместе образуем.

Надеюсь, что развитие интегрального воспитания позволит людям увидеть доказательства в природе, науке и жизни, которые убедят их включиться в этот процесс и начать изменяться под влиянием знаний и практических занятий. Тогда мы сможем достичь доброго и светлого мира, на пороге которого находимся уже сейчас.

Чудесно в этом то, что человек, соединенный с другими людьми, начинает чувствовать жизнь через них. Ведь если я люблю своего ребенка, то как бы нахожусь с ним везде, где он находится, наслаждаюсь всем, что приносит ему удовольствие, чувствую все, что он чувствует.

Получается, что как только я начинаю так связываться с миром, я получаю от него впечатление, и у меня появляется знание и ощущение всех людей в мире! Я настолько расширяю свою жизнь, что уже живу не в себе, а в них! И здесь я касаюсь некоей вечной точки в себе, способности чувствовать жизнь вне своего тела по мере включения во всех в рамках системы взаимного поручительства. Будем надеяться, что сможем этого достичь!

Из 5-й беседы о новой жизни, 27.12.2011

-*************************

CСЫЛКИ     ПО     ТЕМЕ :

Международная Академия Каббалы       
Виртуальное обучение по сети Интернет
Трансляция телеканала Каббала ТВ
Видеопортал  ZOAR.TV
Глобальные проблемы человечества
    О преодолении мирового кризиса
Газета  'Каббала Сегодня' 
Рассылка   "НАУКА КАББАЛА" Cайт автора по тематике каббалы

КНИЖНЫЕ МАГАЗИНЫ:
в Израиле           в Москве и Санкт - Петербурге
       в США, Канаде, Австралии, Зап. Европе

Здесь вы можете приобрести книги Михаэля Лайтмана.
Можно заказать книги через интернет.
Hosted by uCoz