Выпуск 110
12 мая 2007 г.
 


КАББАЛА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ >>

"Каббала - это учение о причинно-следственной связи духовных источников, соединяющихся по постоянным и абсолютным законам в одну высокую Цель - постижение Творца созданиями, существующими в этом мире."
- Бааль Сулам. "Матан Тора" -

Все наши ощущения рождаются на границе между двумя противоположностями: наполнением и опустошением. В застывшем, постоянном состоянии ничего не ощущается. Так устроены наши органы чувств. Поэтому нам необходимо пройти весь процесс развития.


Михаэль Лайтман
Каббала и наука - точки пересечения -- часть 3

Вопрос: Вы говорили, что каббалой может заниматься любой, независимо от вероисповедания?

Каббала обращается к каждому человеку, который задался вопросом о смысле своей жизни.

Вопрос: Результаты научных экспериментов не зависят от того, что я чувствую, не зависят от моего духовного уровня, поэтому они абсолютно объективны.

Вы обронили слово <объективны>. Такого слова в науке вообще не существует. Результаты опыта не могут быть объективными, потому что я не могу уловить то, что находится вне меня. Ведь опыт ставлю именно я, и ощущаю именно я.

Вопрос: Не лучше ли было бы, если бы мы сразу родились с ощущением света, в совершенном состоянии?

Если бы мы сразу родились в таком состоянии, то не ощущали бы его. Только в качестве материала, противоположного свету, мы можем ощутить разницу между нами и светом. Все ощущения появляются только в месте соприкосновения двух полюсов: не в свете и не во тьме, а только при наличии контраста.

Все наши ощущения рождаются на границе между двумя противоположностями: наполнением и опустошением. В застывшем, постоянном состоянии ничего не ощущается. Так устроены наши органы чувств. Поэтому нам необходимо пройти весь процесс развития. После каждого его этапа в нас остаются решимот (<записи, воспоминания>), которые собираются в общее кли, и только тогда мы ощущаем явление света.

Вопрос: Почему наша душа нуждается в исправлении?

Душа нуждается в исправлении, потому что изначально ее желание направлено на то, чтобы все поглощать. В такой форме мы не способны достичь совершенства. Существует закон, согласно которому, стремясь наполнить желание, ты никогда не сможешь его наполнить, потому что наслаждение уменьшает, гасит желание. Скажем, ты очень сильно чего-то хотел в своей жизни. Как только ты этого достиг, тут же перестал наслаждаться: ты теряешь вкус к этому виду наслаждения и начинаешь искать новые объекты наполнения.

Вопрос: Но это - в области материи...

Это не область материи, это область желаний. Напрямую наполняя желание, ты его никогда не наполнишь. У тебя есть какое-то желание - неважно какое, - и ты хочешь его удовлетворить. Едва ты начинаешь его наполнять, как тут же уничтожаешь его, когда уничтожается желание, исчезает ощущение наслаждения. Поэтому, находясь внутри своего желания и стремясь поглотить все удовольствия, мы никогда не станем счастливыми. Мы будем ощущать все большую и большую опустошенность.

На протяжении всей истории человечества желание получать растет, увеличиваясь от поколения к поколению с каждым нашим перевоплощением, и каждое последующее поколение все больше и больше погружается в проблемы и несчастья, испытывает все большую и большую опустошенность. Чтобы увидеть это, достаточно сравнить нынешнее поколение с предыдущим.

Пустота будет увеличиваться до того момента, когда мы поймем, что ее необходимо заполнить, но - иным способом. Наша наука потому и называется каббалой, что она учит, как получать (лекабель), как наполнить себя. Дойдете до критического состояния - тогда поймете, что надо делать.

Вопрос: Какие эксперименты производят в каббале?

Как и в каждой науке, мы должны знать, что именно мы изучаем, что мы исследуем. Что изучает человек в науке? В конечном счете, он изучает свою природу и оттиск своей природы на каком-либо материале. То же самое происходит в каббале, но здесь нам открывается возможность неограниченного самопознания.

Что мы обычно изучаем? Изучаем материал: неживой, растительный, животный или человеческий, в зависимости от конкретной науки - физики, химии, биологии. Изучаем все то, что называется в каббале уровнями эгоизма материи - от первого до четвертого.

В каббале же мы изучаем не поведение самого материала, а то, каким образом можно изменить материал, чтобы получить в нем иное свойство. От материала, от желания получать, мы приходим к свету.

Скажем, в химии мы как будто исследуем определенные явления природы, но на самом деле все равно исследуем желание получать. Мы как будто исследуем явление притяжения и взаимодействия двух молекул в условиях тепла, холода, давления и так далее. По сути же, хотя мы не пользуемся понятиями <эгоизм>, <желание получать> - нет в химии таких понятий, - мы исследуем именно это, и так во всех науках.

В каббале мы изучаем сущность материи, а не внешние формы - жидкости, газы, давление, нагревание, частицы в физике или взаимодействие между телами в механике. В каббале мы исследуем сущность материи, поэтому мы получаем истинную картину мира. Мы занимаемся не внешними одеяниями, а самим содержанием, и потому каббала именуется корнем всех наук: по сути, все они - лишь ее частные формы.

Вопрос: Во всех науках мы ведем какие-то наблюдения, выводим доказательства, законы - как, например, в истории с Ньютоном, которому упало на голову яблоко. Где такие наблюдения в каббале?

Все отличие каббалы от остальных наук - в том, что каббала принимает в расчет также внутренние свойства человека. Если мы изучаем действительность так, как она представляется нам, не принимая в расчет качества человека (сейчас мы только начинаем открывать, что человек своими мыслями влияет на материю, например на растения и прочее), то мы занимаемся обычной наукой.

Если же мы принимаем в расчет качества человека и говорим о том, как от изменения его свойств могут изменяться явления, то мы занимаемся каббалой. Сегодня во всех науках человечество приходит к пониманию, что в тех областях, где мы не изменяем себя, все исчерпано. Далее мы во всех науках приближаемся к состоянию, когда возможность проникновения в глубину материала, в глубину исследования действительности зависит от нас.

И нет у нас иной методики, кроме науки каббала, говорящей нам: <Если измените себя таким образом - увидите действительность в таком виде. Если изменитесь по-другому - сможете влиять на нее иначе>. Каббала открывает перед человечеством совершенно новые горизонты, показывая, как мы влияем на действительность в своих мыслях и желаниях, как мы взаимодействуем с действительностью, изменяем ее. Вобычных науках мы не можем это сделать, наше желание получать не подвластно нашему контролю, влиянию.

Таким образом, каббала разделяется на две части: с одной стороны, она обучает человека, как изменить свои желания и свойства, а с другой - объясняет, как мы изменяем действительность в соответствии с нашими изменениями.

Вопрос: Другие религии никоим образом не связаны с каббалой?

Когда говорится, что между каббалой и религией нет никакой связи, подразумевается, что каббала - это совершенно иная область деятельности. Каббала - это наука. Религия же направлена на удовлетворение религиозных потребностей человека, то есть на разрешение его психологических и социальных проблем.

Если бы мы знали абсолютно все, нуждались бы мы в религии? Назначение религии - в том, чтобы восполнять неизвестную и непонятную нам часть картины мира. Она дает нам уверенность, внутреннее наполнение. Если человек находится в осознании, в связи с высшей силой, исследует ее, понимает, ощущает, входит в соприкосновение с ней, он не нуждается в той психологической поддержке, которую обеспечивает религия.

Гематрия (числовое значение) слова тэва (природа) и слова Элоким (Творец) - одна и та же, то есть природа и Творец - это одно. Поэтому познавать природу и познавать Творца - это одно и то же, и если мы позна'ем всего Творца, всю природу, не останется места религиям.

Вопрос: Существуют ли в каббале точные научные понятия, как, например, в математике?

Математика - это язык. Наука - это исследование. Единственной точной наукой является наука каббала. Мы уже видим ограниченность остальных наук.

Почему? В каббале мы действуем безо всяких предположений, мы основываемся непосредственно на материале творения - на желании наслаждаться. Кроме этого не существует ничего; все построено на этом материале, на его формах. Неживое, растительное, животное, человек, звуки, цвета - все вытекает из этой основы, из сущности творения, каковая состоит в желании получать наслаждение. И потому всякая иная наука, не принимающая в расчет сущность творения, неточна.

Каббала принимает в расчет только это. Есть закон, гласящий: <Судят лишь по тому, что видят глаза>. Все доказывается только на опыте. Каббалисту запрещено описывать в книге что-либо, не полученное из собственного опыта, из исследования высшего мира. Книга Зоар объясняет: материя и форма, облаченная в материю, - только эти уровни доступны нашему восприятию и исследованию. Войдите в науку каббала - и вы увидите, сколько в ней точных научных определений.

Вопрос: Что происходит со всем человечеством? Существует ли коллективное восприятие?

Именно совместному восприятию действительности мы сейчас и подчинены, потому что всем нам присущи одни и те же простые эгоистические свойства. Различие между нами лишь в том, что один стремится к еде и сексу, другой - к деньгам, третий - к почету и власти, четвертый - к знаниям, а пятый - к духовному. И в этом мы можем понимать или не понимать друг друга. Но различия эти лежат в относительно узкой области, ибо всех нас объединяют общие чувства, один механизм выбора. И каждый из нас состоит из этих устремлений: каждый хочет понемногу и одного, и другого, и третьего.

Но лишь у немногих из нас возникает желание к тому, что находится за махсомом. Поэтому мы не способны понять каббалистов, и в этом мы действительно отрезаны от них. И потому так трудно объяснить суть науки каббала, а все, что я говорю, служит лишь для того, чтобы привлечь вас немного, заинтересовать, чтобы вы сами начали приближаться к этой науке. Но объяснить, что в действительности происходит в шестом органе чувств, как это выглядит, - невозможно, так как нет у нас соответствующих келим - желаний, в которые могла бы облачиться духовная сущность. Прежде нужен материал - <желание получить> необходимого уровня, - который бы ощутил эти явления.

И потому каббалистические книги предназначены только для каббалистов. Когда написано: сделай то-то и то-то, ударное слияние такое-то и такое-то... Ты видишь, что ты делаешь, что ты получаешь, - но это инструкция для тех, кто уже обладает этими келим, желаниями. А для того, кто еще не обладает ими, - это пустые слова.

Вопрос: Как вас понимают ученые?

Я объясняю явления со стороны каббалы, но они приходят к ним также и со стороны науки. Мы как будто встречаемся по разные стороны одной стены. Ученые уже готовы понять меня, потому что они уже уперлись в стену - не то чтобы они понимали, но они готовы знакомиться с учением каббалы. Уних просто нет иного выбора, потому что все, что им осталось, - это собрать еще немного данных о материале. Однако продвигаться в науке по существу уже невозможно, не изменив самого исследователя. Но как изменить исследователя, они не знают: нет у них инструмента для изменения человека.

Они понимают, что без внутреннего изменения человека в этой действительности невозможно познать ничего. Еще немного деталей, частностей, но картина в целом не изменится. Мы не можем постичь закон, действующий во всей реальности: каким образом мы должны воздействовать на природу, как относиться друг к другу, чтобы нам было хорошо, как узнать, что будет завтра, как управлять своей судьбой. Все эти формулы существуют в природе, но вне человека, и наука совершенно их не касается. Но ученым уже понятно, что необходимо начать изменять человека, чтобы осознать эти внешние явления.

Скажем, сидит рядом со мной кот. Я могу воодушевляться, плакать, смеяться, а кот будет спать. Все это на него не влияет, потому что он не воспринимает ту часть действительности, которую воспринимаю я. А теперь представим, что я являюсь таким котом, и рядом со мной находится большой человек. Как я могу изменить себя, чтобы превратиться из кота в человека? Вот это и ощущают сейчас ученые: они должны вырасти в своей сущности, но у них нет методики - они не способны это сделать, хотя, и чувствуют в этом необходимость.

Вокруг нас существует действительность, починяющаяся законам, которые воздействуют и на нас. Существуют явления, которые мы наблюдаем, но мы не способны прозондировать их, не способны к ним прикоснуться. Для этого мы должны обрести дополнительные органы восприятия, чтобы из кота превратиться в человека. У ученых таких органов нет, и потому они в отчаянии.

Об этом написано множество статей, и когда люди вдруг открывают, что существует методика, дающая человеку возможность измениться, чтобы ощутить некую большую реальность, чтобы не оставаться подобным коту, который не может подняться над своей природой и приобрести свойства для получения человеческих ощущений, - то они воспринимают это как чудо с небес.

Когда я объясняю им суть каббалы, они спрашивают в недоумении: <Возможно ли это? Если так, это решает все наши проблемы, ведь мы в тупике>. Нам трудно понять, насколько беспомощным чувствует себя ученый, занимающийся обычной наукой. Ведь во всех науках, во всех областях - и в физике, и в психологии, и в медицине, во всем - продвинуться дальше возможно только посредством изменения самого человека.



****************************

CСЫЛКИ     ПО     ТЕМЕ :
Международная Академия Каббалы "Бней Барух"
Виртуальное обучение по сети Интернет
Трансляция телеканала Каббала ТВ
Духовный Форум "Сотрудничество в области сознания "
О преодолении мирового кризиса

Газета 'Каббала Сегодня'
Рассылка   "НАУКА КАББАЛА"
Cайт автора по тематике каббалы

КНИЖНЫЕ МАГАЗИНЫ:
в Израиле                  в Москве и Санкт - Петербурге
в Украине       в США, Канаде, Австралии, Зап. Европе
Здесь вы можете приобрести книги Михаэля Лайтмана.
Можно заказать книги через интернет.
Hosted by uCoz