Выпуск 129
28  марта  2008 г.
 


КАББАЛА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ >>

"Каббала - это учение о причинно-следственной связи духовных источников, соединяющихся по постоянным и абсолютным законам в одну высокую Цель - постижение Творца созданиями, существующими в этом мире."       - Бааль Сулам. "Матан Тора" -

«Как в нашем мире человек не может существовать без знания законов этого мира, так душа человека не может существовать в духовном мире без знания его законов». Законы духовного мира – это наука каббала.

Вопросы  к Михаэлю Лайтману в  телепрограмме "Спроси каббалиста" - 7-ая часть

                              Каббала для начинающих на канале   www.kab.tv/rus 
 в прямом эфире, каждое воскресенье, в 17:00 по московскому времени
новый курс виртуальных уроков " Основы природы человека".
 
Внимание!
в воскресенье, 30 марта в 21-30 ( по моск. времени) вторая часть беседы  «Взгляд на мир – психология массовой культуры» Михаэля Лайтмана с телеведущей Яной Чуриковой на  этом же канале.  

Личный    БЛОГ  >>    М. Лайтмана.   Можете задавать  ЛЮБЫЕ вопросы
Последние темы: Мы - первопроходцы!
  Воспитание в 21-м веке  Жизнь прожить - не махсом перейти!

           Вопрос: Нужно ли на самом деле думать, что Творец плачет и сожалеет? Разве природа может плакать? Почему Творец плачет, если всё заранее записано? И какова польза от того, что мы будем думать, будто Он плачет? Чтобы развить чувство вины? Всё это немного напоминает религию, а не науку.

Правильно. И об этом написано: «Тора говорит на языке человека». Творец – это закон природы: «Я своё имя АВАЯ не менял», «Добр и Творящий добро плохим и хорошим». Высший свет находится в абсолютном покое, и Вечность не может изменяться. Совершенный и Абсолютный не может изменяться, не может плакать и страдать. Это мы так говорим на языке людей.

·       Ведущий: Почему?

Потому что мы приписываем этой Высшей духовной силе наши представления о Ней. Творец – как природа. Великие каббалисты Рамбам, Бааль Сулам, Агра и другие пишут, что Творец – это общий закон реальности. А как я Его воспринимаю? Насколько я могу быть Ему подобным, настолько могу воспринять, ощутить, понять Его. Поэтому согласно тому, как я себя представляю, Он называется Борэ – бо (приди) и рэ (увидь).

Это значит, что нет конкретного определения, кто такой Творец. Но есть нечто, что я всегда создаю согласно своим исправленным свойствам. Приди, т.е. сделай, и увидь – это твой Творец! И каждый день или в каждом состоянии у тебя будет другой Творец – всё более и более великий. То есть по мере твоего роста в духовном и твой Творец будет расти. Возможно, эти слова звучат как святотатство, но это именно то, что утверждают каббалисты.

Бааль Сулам пишет, что соблюдение заповедей Творца и законов природы – это одно и то же. Ведь числовое значение слов Элоким и тэва (природа) идентичны, и нет различия в том, как их называть. Учёные называют их законами природы, а мы эти же законы называем заповедями Творца, Элоким. И, действительно, неважно, как их назвать, потому что они ведут себя одинаково – это законы. Поэтому в науке каббала мы изучаем воздействующие на нас законы: как мы можем использовать их в наиболее эффективной и полезной для нас форме.

Так и в физике: чем лучше я знаю силы, действующие в нашем мире, тем лучше могу использовать их себе во благо. Точно так, чем больше я изучаю науку каббала, тем больше я могу использовать духовные силы. Бааль Сулам просто потрясающе говорит об этом: «Как в нашем мире человек не может существовать без знания законов этого мира, так душа человека не может существовать в духовном мире без знания его законов». Законы духовного мира – это наука каббала.

Это означает, что если мы не изучали духовные законы, то после избавления от тела нам некуда идти. Мы не можем выжить в духовном мире, точно так, как не можем выжить в этом мире без знания его законов. Поэтому мы обязаны изучать науку каббала.

  Ведущий: Значит, без знания каббалы моя душа не сможет существовать, когда я уйду из этого мира?»

Нет! Разумеется, нет! Я могу удостоиться духовных миров ещё при жизни в этом мире. Мне вообще не придётся ощущать, жив я или мёртв. Когда я вхожу в духовный мир, то не чувствую телесную жизнь и смерть. Тело может умереть. Ну, так что? Это подобно тому, как я стригу волосы. Разве я при этом страдаю и ощущаю боль? Нет, потому что мое тело относится к животному уровню, а волосы – к растительному. И когда я стригу волосы, находящиеся на растительном уровне, который ниже животного, то не ощущаю боли. И если я поднимаюсь с животного уровня на уровень человека, на уровень души, то тело умирает, а я этого не ощущаю. Я не сожалею о нём – я избавился от него, подобно стрижке волос.

   Ведущий: У меня есть ещё один вопрос относительно физики. Как правило, открытия в физике, биологии, химии и в других науках используются для разработки новых современных технологий, с помощью которых создаются новые, более качественные и удобные приборы, и лучше используются природные ресурсы. То есть мне достаточно ясно, что я от открытий получаю. В конечном итоге, каждое новое открытие делает жизнь более комфортной. Если каббала тоже раскрывает законы природы, то что я с этого буду иметь? Более качественные приборы? Более совершенные корабли? Более чистый воздух?

Нет. Прежде всего, ты исправляешь свою душу в соответствии с духовной природой. Когда ты вступаешь в равновесие с общей природой, которая называется Элоким (Творец), как мы уже говорили, то её законы и силы оказывают на тебя воздействие в прямом, дружественном виде. Так происходит потому, что ты не противостоишь этим силам и законам, а уподобляешься им по свойствам.

· Ведущий: Что такое противоположность, и что такое подобие свойств?

Противоположность свойств означает, что ты являешься эгоистом, а эти силы действуют в отдаче и любви. А ты желаешь лишь урвать себе, получить, заработать. В этом и проявляется наша противоположность природе.

  Ведущий: Так происходит сейчас?

Да! Но если мы исправляем себя с помощью света, возвращающего к Источнику, а каббала является средством привлечения этого света, то находимся в равновесии с природой. И тогда я чувствую силы, исходящие из природы, положительно. Это происходит не потому, что природа изменяется (Элоким – это Абсолют, который не меняется), а оттого, что я изменил себя. И тогда я ощущаю эти силы как дружественные по отношению ко мне.

·  Ведущий: Какая мне от этого польза?

Я ощущаю всё самое лучшее. Я уже в этом мире ощущаю себя в вечности и совершенстве. Моё состояние равновесия с природой даёт мне бесконечность ощущений. Я буквально переполнен знаниями, счастьем, здоровьем – всем! И в этом мире я так живу. Мы обязаны ещё в нашем мире прийти буквально к «будущей» жизни.

 Ведущий: Вы упоминаете вечность и совершенство. Многие люди не понимают значения этих слов. Что это такое – вечность и совершенство?

Вечность – это то, что вне времени, места и движения.

 Ведущий: Где это – вне места, времени, движения?

Это во мне, когда я чувствую, что вечен. Кроме того, мне всё время хорошо. Ведь если я вечен и мне плохо, то упаси Бог! Я живу одновременно с ощущением радости, наполнения и вечности – всё просто замечательно! Поэтому Творец называется Добрым и Творящим добро!

   Вопрос: Почему каждый раз, когда я делаю добро, то получаю в ответ зло?

Ничего себе! «Праведник – и плохо ему» (смеется). Делаю добро, а получаю зло. Честно говоря, мы не знаем, что, на самом деле хорошо, а что плохо. Программа творения заключается в том, чтобы постоянно продвигать нас к хорошему состоянию. Конечное действие заложено в изначальном замысле. И это подобно тому, как в начале своего развития плод дерева некрасив, имеет кислый и неприятный вкус (мы даже можем отравиться, съев недозрелый плод). Но, созрев и достигнув конца своего развития, он становится красивым, приятным, сладким, вкусным. То есть нельзя, находясь в процессе развития, задавать вопросы о путях развития.

Весь процесс нашего развития от начала творения и до его конца для непонимающего человека выглядит неправильным, идущим не в том направлении, не по тем этапам, с огромными страданиями. Это – правда, так человек это ощущает. Но чтобы увидеть конец, необходимо подняться на духовный уровень и оттуда увидеть результат нашего развития. Тогда весь процесс, который нам предстоит пройти, будет для нас легок и приятен. Эту возможность дает нам наука каббала.

  Ведущий: Вы говорите о глобальных процессах, о развитии творения от начала до конца?

Вовсе нет. Это относится и непосредственно к человеку, к каждой отдельной душе. Нам необходимо немного приподняться над этой жизнью - такую возможность дает нам наука каббала, - и увидеть весь процесс развития до конца. И когда мы видим, к чему идем, исчезают трудности и вопросы. Например, человек, начинает изучать медицину. Чтобы стать специалистом, ему требуется 15-20 лет. Так почему он идет на это, несмотря на трудности? Потому что цель все время светит ему издалека.

То же самое у нас: если мы будем видеть цель, даже далекую, но которая нам светит – великая, уникальная, вечная и совершенная, то сможем пройти весь этот процесс легко и радостно. Тогда этапы, которые мы проходим, не будут казаться нам недостатком и страданием.

   Ведущий: О какой цели вы говорите?

Стать подобным Творцу, прийти к единству и равенству с Ним.

·  Вопрос: В соответствии с принципом «Возлюби ближнего как самого себя» я должен давать другим то, что люблю сам. Если я люблю мороженое, а он – фалафель, как определить, что такое «как самого себя»? Ведь то, что подходит мне, необязательно подходит другому?

Прекрасный вопрос, я вам очень за него благодарен. Мы действительно еще не выяснили это. «Как себя» означает, что человек выясняет, что на самом деле хорошо для него, и то, что хорошо для него, желает и передает ближнему. Тогда он действует в соответствии с этим принципом. Иначе ты любишь пиво, футбол, какой-нибудь фильм по телевизору, и больше ничего. Некоторые курят, и не только сигареты. Некоторые неизвестно чем занимаются, и им это нравится. Если весь мир порочен, то разве мы должны передавать друг другу пороки?

Конечно же, не об этом говорили мудрецы. Прежде всего, мы должны знать, что такое добро, а уже затем этим добром воздействовать на других. Это добро заключается в том, что мы объединяемся вместе и тем самым создаем особое кли для раскрытия Творца, для получения Высшей силы. Тогда мы наполнимся Высшим благом.

  Ведущий: Таково определение блага?

Да. Написано: «Попробуйте и убедитесь, как прекрасен Творец». Это значит, что Творца нужно «попробовать», т.е. получить внутри себя Его раскрытие, которое заполнит всю структуру человека. «Все кости скажут мне».

  Ведущий: Это ощущение и называется добром?

Да. 

  Ведущий: Теперь, когда мы определили добро, нужно пояснить, как я могу передать его другим.

Ты это делаешь за счет слияния со мной, ведь только вместе мы можем создать общее кли для его получения. Один человек не в состоянии этого сделать. Добро проявляется только в соединении душ. Раньше была одна общая душа, называемая Адам. Эта душа разбилась на миллиарды частей. Собравшись вместе, они снова становятся единой душой и получают раскрытие Творца, которое наполняло их раньше, но в гораздо большей мере, поскольку эта единая душа сама этого достигает и чувствует.

К этому мы должны прийти, и об этом есть много высказываний: «От любви к творениям – к любви к Творцу», «Возлюби ближнего, как самого себя»  и т.д. Поэтому сказано, что «Возлюби ближнего, как самого себя – великое правило Торы». Это значит, что когда мы соединимся вместе, то станем сосудом для получения света Торы, совершенства, вечности, ощущения добра. 

   Ведущий: А как это связано с вопросом телезрителя о том, что один любит мороженое, а другой - фалафель?

Нельзя относиться к ближнему эгоистически: пусть он любит то, что я люблю! У каждого свой характер и свои вкусы, но относительно наполняющего нас Высшего света все равны: все мы Его желаем. Моя отдача окружающим заключается в том, что я даю им способность получить то, что они могут и должны получить в соответствии со своей душой.

   Ведущий: Я должен приблизить окружающих к возможности получить свет, который их наполнит? Это некое абстрактное наполнение, не связанное с моим личным вкусом?

Да, это так. И это также относится к любви. Если я говорю о правиле «Возлюби ближнего, как самого себя» в нашем мире, то, любя кого-то, не пытаюсь всучить ему то, чего хочется мне. Я выясняю, чего хочет он. Допустим, я хочу сделать тебе подарок. Я обращаюсь к твоим родственникам или друзьям, чтобы выяснить, чего ты хочешь, что тебе нужно, и дарю это. Так мы стараемся поступать. То есть, «как самого себя» означает следующее: как ты бы хотел получить необходимое для себя, так следует относиться к другим - в соответствии с их желанием. То есть и в измерении этого мира, и в духовном необходимо исходить из желания ближнего. 

****************************

CСЫЛКИ     ПО     ТЕМЕ :
               Международная Академия Каббалы "Бней Барух"
               Виртуальное обучение по сети Интернет
               Трансляция телеканала Каббала ТВ
               Глобальные проблемы человечества
                  О преодолении мирового кризиса
              Газеты:   'Каббала Сегодня'   'Каббала Миру'
               Рассылка   "НАУКА КАББАЛА"
               Cайт автора по тематике каббалы

КНИЖНЫЕ МАГАЗИНЫ:
в Израиле                  в Москве и Санкт - Петербурге
в Украине       в США, Канаде, Австралии, Зап. Европе
Здесь вы можете приобрести книги Михаэля Лайтмана.
Можно заказать книги через интернет.
Hosted by uCoz