Выпуск 130
17  апреля   2008 г.
 


КАББАЛА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ >>

"Каббала - это учение о причинно-следственной связи духовных источников, соединяющихся по постоянным и абсолютным законам в одну высокую Цель - постижение Творца созданиями, существующими в этом мире."       - Бааль Сулам. "Матан Тора" -

Духовным называется такое ощущение, когда человек, кроме догадки, что его кто-то ведет, поддерживает и направляет в жизни, начинает также чувствовать само это свойство, которое является свойством отдачи.
Уважаемые подписчики!  С праздником Песах поздравляю всех. Этот праздник   олицетворяет выход человека из ощущения только нашего мира в ощущение мира духовного. Из  рабства собственного эгоизма к свободе ,   к ощущению вечности и совершенства.

Вопросы  к Михаэлю Лайтману в  телепрограмме "Спроси каббалиста" - 8-ая часть

                              Каббала для начинающих на канале   www.kab.tv/rus 
 в прямом эфире, каждое воскресенье, в 17:00 по московскому времени
новый курс виртуальных уроков " Основы природы человека".
 
Внимание!
 
каждое  воскресенье  в 21-30 ( по моск. времени) 
многие  популярные телеведущие, журналисты, писатели, ученые и музыканты задают самые откровенные вопросы    Михаэлю  Лайтману   на этом канале.  
Личный    БЛОГ  >>    М. Лайтмана.   Можете задавать  ЛЮБЫЕ вопросы
                 _________________________________
Лекция в Санкт-Петербурге 29 апреля в 19:00, «Для чего я живу?   В чем настоящий смысл моей жизни?»,
метро "Петроградская", Каменноостровский пр, 42  
  Тел.: 970-40-65·    
Вход свободный  

 Вопрос: Поясните, пожалуйста, подробней, какой именно смысл вы вкладываете в слово «эго»?

Все творение делится на четыре уровня: неживой, растительный, животный и человеческий. Неживая, растительная и животная ступени абсолютно неэгоистичны, поскольку действуют в полном соответствии с природой. Взять, например, корову, волка, льва, кошку – все они выполняют внутренние природные, инстинктивные команды. И нельзя сказать, что лев, поймавший добычу, злой. Природа заставляет его так поступать. В этом нет ничего ни плохого, ни хорошего, как в маленьких детях. Это всего лишь кусок плоти, которая ведет себя так, как заставляет его природа.

· Ведущий: Его внутренняя природа?

Совершенно верно. А когда мы начинаем говорить о человеке, как об эгоисте, находящемся над природой? Иными словами, с какого момента примитивный человек становится человеком? Когда ребенок становится человеком? Тогда, когда он начинает задумываться, как использовать ближнего.

    Ведущий: Именно это называется «человеком»?

Это называется испорченным человеком. Как бы то ни было, но это называется человеческим уровнем или уровнем эгоизма в нас. Ведь я думаю, как сделать хорошо себе за счет окружающих и, возможно, как сделать плохо остальным, поскольку тогда по сравнению с ними я буду чувствовать себя хорошо: «страдания многих – наполовину утешение». Если плохо только мне – это зло, но если плохо другим, то мне уже не так уж плохо, поскольку я понимаю, что все в таком состоянии.

Человек всегда оценивает себя относительно окружения и хочет использовать весь мир ради самого маленького своего наслаждения. Вот это использование окружающих и называется «эго». Оно существует только у человека, причем не у маленьких детей, а на более продвинутых этапах развития. Чем более развит человек, тем он более эгоистичен.

·  Ведущий: Получается, что это естественный процесс развития человека: от младенца к человеку, от подростка к взрослому?

Так и в процессе истории мы, развиваясь из поколения в поколение, становились более эгоистичными. Пока, наконец, мы не пришли к такому поколению, которое не может терпеть ни себя, ни супруга, ни детей, ни окружающих. Человек действительно страдает от всего мира. А раньше такая жизнь его устраивала, и он довольствовался тем, что у него было.

·   Ведущий: Но если это этап естественного развития каждого отдельного человека и всего человечества в рамках исторического развития, то, что в этом плохого, если это естественно?

Плохо то, что мы страдаем от этого: я желаю зла другим, а они желают зла мне. Так происходит с каждым. Поэтому нам нужно множество законов, рамок, различных защитных систем, чтобы не убить друг друга. Вся наша жизнь, вся наша работа сводится к тому, чтобы защитить себя от остальных, выйти из себя, насколько это возможно, и снова вернуться в себя. Таким образом мы все время защищаем себя. Такова наша жизнь, в которой каждый готов поглотить другого: «человек возненавидит домочадцев».

·    Ведущий: Что же делать?

Мы приходим к развитию эго в таких масштабах, что вынуждены его исправить. Именно это, как мы надеемся, должно произойти в наше время. Поэтому каббалистическая методика как методика исправления эгоизма раскрывается именно в наше время. А все прошлые годы она была скрыта, поскольку эгоизм еще был не настолько развит, чтобы угрожать самому существованию человека. Мы еще могли с ним справиться. И даже наоборот: более эгоистичный человек добивался большего, развивал различные системы.

А сегодня мы видим, что люди сыты по горло таким развитием. Они видят, что оно давит на них и порабощает, поэтому они хотят убежать от него. И тогда раскрывается наука каббала, которая является методикой, позволяющей обуздать эгоизм, направить его себе на благо.

·     Ведущий: Говоря о том, что люди сыты по горло, вы имеете в виду ощущение пустоты? Я знаком со многими людьми, у которых есть все, и, тем не менее, им этого недостаточно, они не видят в этом смысла.

Естественно, они не видят в этом смысла, поскольку мы не можем наполнить себя, сколько бы ни гонялись за наполнением в этом мире. Здесь человек никогда не будет удовлетворен, каждый раз он будет желать вдвое больше. Мы все время вдвое увеличиваем в себе потребность, а не наполнение – это, во-первых. А во-вторых, как мы видим, именно в развитых странах высок процент самоубийств, употребления наркотиков, разводов. Люди вообще не хотят жениться, дети уходят из дома. Люди доходят до полного отчаянья.

·   Ведущий: Сейчас люди приходят к выводу, что невозможно наполниться напрямую, пытаясь поглотить весь мир, за счет остальных?

Люди уже не хотят этого. По результатам последних исследований выясняется, что люди сегодня уже не хотят приобретать престижные профессии, вкладывать силы в длительное развитие. Они предпочитают поездить по миру, вести простое существование. Наше развитие в течение всей истории, которое отражено в каждом, дает нам подсознательное ощущение, что таким образом нельзя прийти к совершенству, покою, к счастью.

·    Ведущий: Вы говорите, что наука каббала предназначена именно для этого состояния, и потому она сегодня раскрывается в качестве методики исправления эгоизма. Но что именно она предлагает человеку, если этот мир может предложить человеку всего лишь бесконечную погоню за наполнением?

Наука каббала предлагает человеку методику достижения наполнения, которое не ускользает, не исчезает, которое может лишь увеличиваться. При этом человек постоянно находится в ощущении вечности, совершенства, покоя, наслаждения, знания, развития по своему желанию. Человек не только не ощущает ни в чем недостатка, но наоборот: все больше ощущает совершенство.

·     Ведущий: Это похоже на подключение к бесконечному источнику энергии.

Так и есть, ведь ты присоединяешься к Творцу, к Высшей силе. Именно это дает человеку наука каббала: раскрытие Творца. Ведь согласно своему определению наука каббала представляет собой раскрытие Творца человеку в этом мире.

·       Ведущий: Каким образом Творец связан с моим счастьем?

Это источник всех благ, корень всего добра. Чем ближе я к Нему приближаюсь, тем больше это благо меня наполняет. Наука каббала учит тому, как получать. В ней есть некий секрет, особый ключ, позволяющих открыть этот канал блага, чтобы оно наполнило нас. Оно не только наполняет нас в этой жизни, но и дает нам ощущение вечности. Твое тело умирает, а ты остаешься и растешь. Вот что эта наука дает человеку. Но прежде человек должен полностью разочароваться в делах этого мира. Поэтому каббалисты скрывали эту науку до нашего времени, пока отчаяние не раскрылось в такой мере, что люди задались вопросом, в чем смысл их жизни. Это приводит их к науке каббала и к наполнению.

·                    Вопрос: Если через любовь к ближнему и отдачу можно достичь света, то почему мы этого не делаем?

Это просто согласно формуле: человек должен приподняться над своим эгоизмом и выстроить связь с остальными людьми. Именно в связи с другими, построенной на принципе «Возлюби ближнего, как самого себя», появляется возможность получить Высший свет. Ведь Высший свет един, поэтому если мы превращаем себя из множества в единое целое, то согласно равенству свойств Он нас наполняет. В этом состоит вся наука каббала: как получить этот Высший свет. Давайте соединимся вместе и Его получим. Поэтому «Возлюби ближнего, как самого себя» - состояние, когда мы объединяемся, называется «великим правилом Торы». Это значит, что мы создаем единое кли, в которое получаем свет – Тора называется светом.

Вопрос : На чем необходимо сосредоточиться в тяжелые времена: на духовной работе или борьбе за выживание, на учебе или жизни?

Необходимо и то, и другое. Это действительно трудно объяснить человеку, у которого пока еще два мира – духовный и материальный – разделены. В сущности, если твоя жизнь находится под угрозой, то, в случае болезни, ты обязан обратиться к врачу – «дано врачу право лечить», а, находясь перед врагом, должен защищаться вплоть до того, что убиваешь его, если он намеревается убить тебя. Здесь у тебя нет выбора.

Но во всех других случаях ты должен заниматься своим исправлением, чтобы не привлекать к себе подобные силы. Если они уже приходят, то у тебя нет иного выхода, кроме защиты, и это является исправлением. Но если дело не дошло до прямой угрозы, то поднимись на духовный уровень, откуда поступают эти силы, и занимайся ими там. То есть исправь себя, и тогда злые силы к тебе не придут.

Вопрос: В некоторых состояниях сильное внутреннее чувство подсказывает, что в мире существует Творец, который управляет каждым моим действием и каждым сделанным шагом. Является ли это духовным ощущением?

Нет. Многие люди так чувствуют, и это ощущение естественное. Более того, если ты спросишь детей, то они скажут, что чувствуют нечто подобное, даже если ничего не слышали о Творце, и никто их этому не учил. В них от природы заложена склонность думать, что, очевидно, есть некая сила в мире, которая действует, управляет мной и другими. Иногда дети это высказывают вне всякой связи с воспитанием. А взрослые люди, задавая вопросы и изучая различные науки, представляют это себе по-разному.

Но это никак не связано с наукой каббала, которая раскрывается над эгоизмом человека. Человек не может прийти к этому раскрытию естественным путем, как не может достичь этого никакой другой методикой. Он должен учиться тому, как повернуть свою внутреннюю природу таким образом, что она станет противоположной. Это значит перевернуть свое кли, свой сосуд так, чтобы превратить его в емкость для Высшего света, Высшего изобилия. Только тогда можно ощутить духовное.

Перевернув свой эгоизм с использования в свою пользу на использование ради ближнего, человек получает Высший свет, изобилие, духовный мир. Не выполнив это, он не способен почувствовать духовное. А как перевернуть свой сосуд? Для этого необходима методика. Этой методикой является наука каббала, которая называется наукой о том, как получать (кабала – ивр. получение).

Ведущий: Ощущение, будто кто-то направляет тебя в жизни, известно многим людям. Вы говорите, что оно не относится к духовному. А что относится?

Духовным называется такое ощущение, когда человек, кроме догадки, что его кто-то ведет, поддерживает и направляет в жизни, начинает также чувствовать само это свойство, которое является свойством отдачи. Это чувство требует от человека тоже быть отдающим и вызывает желание соединиться с другими людьми. Он начинает выполнять эту методику и практически продвигаться по направлению к этой силе. Так приблизительно можно описать духовное ощущение.

При этом человек видит, что реализует это чувство за счет любви к ближнему, благодаря которой присоединяется к этой силе. Ведь она воздействует на него через связь с другими душами, которые тоже стремятся к ее познанию. Поэтому написано: «или группа - или смерть». Это значит, что человек должен достичь связи с другими людьми, а это возвращает нас к правилу «возлюби ближнего».

Если же человек не действует в соответствии с этим правилом, то не находится в духовном. Он просто испытывает некое ощущение. Любой бедуин, живущий в пустыне, расскажет тебе чудеса о силе, которая действует в мире. Он это чувствует, поскольку отдален от всех, чуток к природе, обучен так к ней относиться. Таких людей много.

·                    Ведущий: Но есть также немало людей, чувствующих, что тайна счастья и ключ к благополучию скрыты в любви к ближнему.

Верно. Есть люди, ощущающие такое влечение согласно своей природе. В науке каббала написано, что таких людей насчитывается до 10% от общего населения Земли. Они думают, что таким образом достигают духовное, но это тоже ошибка. Духовное постигается при следующих условиях:

1.                  Человек разочаровался в своей жизни.

2.                  Не видит никаких способов наполнить себя, чувствует абсолютную пустоту.

3.                  Спрашивает о смысле жизни, ни в чем его не видит и не может больше терпеть эту жизнь.

4.                  Исходя из этой удрученности и опустошенности, он приходит к науке каббала.

Так он приходит к методике и источнику, которым может себя наполнить. С этим источником он продвигается дальше, реализуя предоставленную ему свободу выбора. Постепенно он строит кли (сосуд) своей души и получает в него ощущение вечной и совершенной жизни. Это длительный процесс, а не просто откуда-то появившееся чувство. В мире действительно есть много людей и много разных методик, которые говорят о своих ощущениях. Но ни религии, ни мистики, ни медитации или восточные практики не имеют никакого отношения к каббале и духовному.

·   Ведущий: Создается впечатление, что это чувство не передается словами. Человек должен пройти через некое внутреннее развитие, чтобы его уловить?

В человеке должна раскрыться так называемая «точка в сердце»! Среди ощущаемой им пустоты этого мира, которая выражается вопросом о смысле жизни, в нем начинает проявляться точка, притягивающая его к источнику, где он может реализовать эту методику. Там он учится тому, как наполнить свое пустое кли. Ведь эта пустота не относится к этому миру - это та искра, которая приводит человека к духовному. Поэтому она называется «Божественной частицей свыше».

·    Вопрос: Не ясно, какие желания относятся к материальному, а какие – к духовному? Например, прием пищи ради собственного наслаждения считается материальным, а ради доставления удовольствия Творцу – духовным, хотя само по себе действие не меняется. Это и есть отличие материального желания от духовного? Если да, то, что исправлять в желаниях, которые не притягивают свет, возвращающий к Источнику?

Правильно: в наших обычных естественных желаниях мы ничего не исправляем. Поэтому написано, что «Творцу все равно, как забивают животное – с горла или с затылка». То есть «забиваешь» ли ты его кошерно или не кошерно, по правилам или без них, само по себе это действие не меняет мир, не исправляет душу. Посмотрите, какими словами мудрецы это выразили: «Творцу все равно». Почему? Потому что «заповеди даны не для чего другого, как очистить ими создания», т.е. сделать их неэгоистичными, светлыми.

Именно это мы раскрываем. С помощью чего? С помощью Торы. А что такое Тора? Это «свет, возвращающий к Источнику». Написано: «Творец создал злое начало и создал Тору, как средство для его исправления». То есть если в человеке раскрывается эгоизм – злое начало, то ему необходима Тора для того, чтобы этот эгоизм исправить. Но если эгоизм во мне не выпячивается, не взрывается, то я не нуждаюсь в Торе. Я даже не прихожу к ней, ведь Тора – это свет, возвращающий к Источнику. Он исправляет мой эгоизм так, что я уподобляюсь Творцу, Который и является Источником: Добрый и Творящий добро.

А действия, которые принято выполнять в этом мире, являются не более чем обычаями. Мы выполняем их согласно указаниям каббалистов, которые издавна так постановили, чтобы сохранить рамки существования народа. Это стало нашей культурной традицией, но не более, ведь благодаря выполнению этих действий мы не становимся духовными людьми. Мы просто сохраняем свой национальный облик на материальном уровне, в этом мире.

Но когда речь заходит об исправлении души, о духовном возвышении, то это можно сделать только так, как мы говорили в предыдущем вопросе. В первую очередь, я должен увидеть в себе зло, ощутить пустоту и задать вопрос о смысле жизни. Затем найти способ выйти из своего эгоизма. И тогда за счет изучения науки каббала ко мне приходит свет, возвращающий к Источнику.

А человек, не осознающий свой эгоизм как зло и не чувствующий необходимости его исправить, выполняет действия в этом мире, которые принято называть заповедями. Однако он не занимается Торой, поскольку Тора - это свет, исправляющий наше эго.

·    Ведущий: Можно сказать, что в этом заключается различие между духовными и материальными желаниями?

Между самими желаниями различия нет. Все различие заключается в намерении: намерение ради себя называется эгоистическим, а намерение в пользу ближнего или Творца - святость.    

****************************

CСЫЛКИ     ПО     ТЕМЕ :
               Международная Академия Каббалы "Бней Барух"
               Виртуальное обучение по сети Интернет
               Трансляция телеканала Каббала ТВ
               Глобальные проблемы человечества
                  О преодолении мирового кризиса
              Газеты:   'Каббала Сегодня'   'Каббала Миру'
               Рассылка   "НАУКА КАББАЛА"
               Cайт автора по тематике каббалы

КНИЖНЫЕ МАГАЗИНЫ:
в Израиле                  в Москве и Санкт - Петербурге
в Украине       в США, Канаде, Австралии, Зап. Европе
Здесь вы можете приобрести книги Михаэля Лайтмана.
Можно заказать книги через интернет.
Hosted by uCoz