На главную стр.                                                                                         Реклама отключается нажатием на левую вертикальную полоску серого цвета >>

                                          ВЗЛАМЫВАЯ КОДЫ БИБЛИИ
                                (http://raven.kiev.ua/DOSSIER/5.2000/bibli.htm)

Джеффри Сатиновер

Сегодня в рубрике "Переход" мы представляем следующий, третий из пяти феноменов второй половины XX века, осмысление которых значительно облегчит восприятие перемен XXI в.Первые два - НЛО и круги на полях злаковых культур упомянуты в №№ 1-3 за 2000 год. Сейчас - Коды Библии. Открытие того, что детальное описание многих событий мировой истории, по-видимому, зашифровано в первых пяти книгах Библии, приковало внимание мировой общественности. "Взламывая Коды Библии" доктора Джеффри Сатиновера - это первый в своем роде рассказ о кодах - феномене значительно более серьезном, чем это считалось ранее. Автор описывает захватывающую историю исследования кодов, опровергает неточные и откровенно сенсационные заявления на эту тему, комментируя споры о подлинности кодов. В этой книге представлены уникальные материалы, полученные при работе с людьми, стоящими за исследованиями кодов - как их сторонниками, так и противниками.

Пролог

  (Апрель 1989, Вашингтон, Округ Колумбия. Штаб-квартира Национального Агентства Безопасности)
      Гарольд Ганс сосредоточенно расхаживал по кабинету, теребя свою аккуратно подстриженную бороду. Он взглянул вверх, на большие кабинетные часы. Ещё минут пять, подумал он, может десять, и у него дома завершится работа компьютерной программы. Все проекты, которыми он занимался раньше на работе отошли на задний план. И это несмотря на слова, которые так часто любили говорить его самоуверенные коллеги при каждом удобном случае - "от нашей работы зависят судьбы человечества". Ганс всего лишь надеялся, что в ближайшие полчаса или около того не случится ничего сверхординарного, что могло бы помешать завершению его собственного - и на его взгляд более важного - проекта.Ганс был главным дешифровщиком математического отдела Департамента Безопасности Соединённых Штатов.
     Отдела, созданного для реализации проекта Манхеттен, со своей замечательной историей и множеством достижений. Сегодня, однако, Ганс ждал не результатов работы комплекса параллельно подключенных суперкомпьютеров Крей, которыми Департамент обладал в избытке. Он ждал телефонного звонка от своей жены, она должна была продиктовать ему число - вероятно очень небольшое число - конечный результат непрекращающегося 19-ти дневного процесса работы его собственной программы на новейшей модели 386-го компьютера.
     Если это число окажется действительно достаточно небольшим, то будет подтверждён скандальный факт : во второй половине 80-х годов группа израильских учёных обнаружила закодированные в древнеивритских текстах Книги Бытия детали жизней наших современников. Проще говоря, положительный результат работы программы подтвердит - при использовании самых последних достижений науки и при строжайшем контроле - тот факт, что именно Господь был автором Библии. Другого объяснения просто не может быть. Но Ганс был уверен, что такого результата программа не может дать; все эти "открытия" были характера сенсаций желтой прессы, но больше всего напоминали простую ошибку, которую и должна была обнаружить его тщательно подготовленная программа.Утверждения израильских учёных были просто нелепы - "не лезли ни в какие ворота", как он сам однажды высказался в интервью одному журналу религиозной направленности.

     Обладая уникальной квалификацией в данной области, он разработал этот эксперимент с одной только целью - доказать всем и, в первую очередь, себе самому необоснованность первоначальных выводов израильских учёных. Они заявляют, что очень точная информация о событиях нашего времени - очень удалённого от времени создания Библии даже по самым скептическим оценкам - закодирована в Книге Бытия. Несмотря на свою неординарность, эти открытия приобретают всё больше и больше последователей по всему миру, включая авторитетных математиков и статистиков - настолько убедительными всем кажутся методы исследования. После шести лет работ по проверке результатов расшифровки кодов Перси Диаконис, авторитетный специалист по статистике Гарвардского факультета математики, задавшийся целью опровергнуть теорию кодов Библии, был всё также далёк от успеха, как и в начале своей работы. И это несмотря на то, что он разработал свою собственную эффективную систему анализа данных, полученных израильтянами. Несмотря ни на что, ожидаемое "слабое место" так и не появилось.
     Итак, Ганс находился в самом сердце наиболее серьёзной разведорганизации из всех когда-либо созданных мировой властью : ещё один талантливый скептик, задавшийся целью успокоить бурю, разразившуюся в тихих академических водах его науки.Ганс разработал свою программу самостоятельно, используя собственное оборудование и свои программы; каждый из имеющихся фактов строго перепроверялся комплексным аналитическим методом. Отрицательный результат работы программы был, по мнению Ганса, предрешённым событием - вопрос о кодах должен быть закрыт раз и навсегда. Но несмотря на это, по мере того, как шли минуты, он замечал, что нервничает всё больше и больше.

      Телефон зазвонил. Он быстро снял трубку. "Ганс слушает." Это была жена. Ганс ничего не ответил. Часы отсчитывали секунды, четко слышимые в наступившей тишине. Посторонний наблюдатель не увидел бы никакой реакции, но мысль Ганса работала с той быстротой и чёткостью, которая стала его второй природой благодаря богатому опыту разведработы. Через несколько секунд он нежно попрощался с женой и положил трубку на рычаг. Он подошел к одному из окон, выходящему на главную улицу Вашингтона. Белый мрамор Капитолия всегда производил на Ганса впечатление чего-то надёжного и прочного, олицетворяя собой спокойствие, величие и постоянство. Так же как и множество других амбициозных молодых людей, этот вид гипнотизировал и дразнил его, воплощая в себе те высоты достижений, которые всегда кажутся за пределами собственных возможностей. Но взглянув на знакомую картину сегодня, он почувствовал, что что-то в ней изменилось, хотя скорее изменился он сам. Его охватило какое-то чувство, почти реально осязаемое, но в то же время ускользающее и уносящее его куда-то вдаль. Это было, как если бы он, находясь в театре, вдруг увидел, как поднимается занавес кулис и становятся видны все те верёвки и блоки, которые создавали изящное представление. В свою очередь та невидимая, но предопределённая свыше сцена нашего мира, о существовании которой он раньше просто не задумывался, засияла перед ним во всей своей реальности и постоянстве.
             Его чувство - почти неожиданное - было чем-то настолько давно и прочно забытым, что только сейчас он ощутил как долго жил без него. Но он ещё не знал, как это чувство назвать.Число было намного меньше, чем он мог себе представить. Оно было ничтожно мало - всего лишь крохотная дробь. А это значило, что ложность открытий израильтян была практически равна нулю. За все годы учёбы, исследований и профессиональной карьеры Ганс почти никогда не встречал столь малую р-величину ; да и все сколько-нибудь серьёзные учёные - тоже. Вероятность такого рода обычно характеризует события неинтересные и обыденные, предсказание которых не требует сложных исследований, да никто и не будет тратить время на статистическое оформление таких событий как, скажем, вероятность завтрашнего восхода солнца. Что касается новых и неожиданных научных открытий, то абсолютную их достоверность определяет р-величина, к примеру, один к двадцати. Но менее чем 1 : 62500 ? Ганс понял, что чувство вновь охватившее и так взволновавшее его было просто радостью.

ДРЕВНЯЯ ЛЕГЕНДА

     Эта книга - захватывающий рассказ о том, что может перевернуть все наши представления о научных исследованиях мироздания, когда-либо осуществлённых человечеством. Это исследование начиналось в древности мистическими размышлениями мудрецов, а завершилось в наши дни как высокоточная наука. Реальность невероятного, которую оно приоткрывает, несёт в себе и мистику и науку.История эта начинается с того самого времени, когда евреи уверовали в Тору, первую из пяти книг Библии, составляющую основу иудаизма, и являющейся священным писанием также для христиан и мусульман, уверовали в то, что она была не просто подсказана, а была продиктована в буквальном смысле этого слова Моисею непосредственно из уст Господа в точной побуквенной последовательности.Полностью позабытое во всём мире, это убеждение в исключительности Священного писания (как его создания, так и его значения для человечества) сейчас почти неизвестно даже среди евреев. Тем не менее для многих из тех, кто воспитан по канонам иудаизма, абсолютная достоверность этих заветов не подвергается сомнению. Они утверждают, что легенда о побуквенной диктовке Торы передавалась на протяжении тысячелетий из уст в уста, с самого момента откровения, который датируется в точности 50-ю днями по исходу евреев из Египта. И только много позже это послание было переложено на бумагу. Более того, утверждается, что в точной последовательности букв откровения содержится зашифрованная информация такого рода, что приписать её можно только божественному проявлению. В этом и заключается причина такого необычного способа передачи откровения.Сколь бы странным и даже абсурдным всё это не казалось, но это убеждение имеет поразительное и достаточно известное происхождение. Вот что об этом повествует история.
     Одним из известнейших лидеров и мыслителей в еврейской истории 18-го века был литовский раввин Элия Соломон (Elijah Solomon) , на иврите - Элияху бен Шломо (Elijahu ben Shlomo), также почтительно называемый "Великий из Вильно (Вильнюса)" - (Vilno Gaon).
      Как это часто бывало с еврейскими лидерами, начиная с эпохи римского изгнания, Гаон был вундеркиндом в изучении Талмуда. Он знал наизусть каждое из нескольких миллионов слов писания. С таким же совершенством он овладел и математикой того времени. Кроме того, он был рационалистом до мозга костей и непримиримым противником всякого рода мистики.Тем не менее, в одной из своих замечательных книгі он сделал, казалось бы, странное и поразительное замечание. Он писал : "Всё, что было, есть и произойдёт до конца времён, содержится в Торе, первых пяти книгах Библии". Это заявление - отнюдь не дань поэтическим вымыслам, столь частым в религиозных трудах. Один из величайших рационалистов, он сказал это в абсолютно буквальном смысле, и позаботился о комментариях к сказанному, чтобы донести до поколений смысл своего открытия с безошибочной ясностью: "… и не только в общем смысле, а включая мельчайшие подробности жизни каждого человека, всё что с ним происходит, начиная от его рождения и до смерти ; точно также сказано и о всяком животном и о звере существующем, о растении и обо всём живом, равно как и о неживом."О том, насколько серьёзно это заявление было воспринято обществом, свидетельствует такая, возможно вымышленная, история.

     Однажды странствующий философ, наслышанный об утверждениях Гаона, посетил Вильно. Он решил встретиться с мудрецом, намереваясь непосредственно в беседе проверить его утверждения и таким образом узнать истину.   Понимая, что Гаон не может заранее знать, какой вопрос намерен задать посетитель (он собирался в дискуссии с Гаоном использовать так называемый априорный вызов - важное понятие, которое мы рассмотрим позднее), он спросил его: "Если, как вы утверждаете, подробности жизни каждого зашифрованы в Торе, то укажите мне, где я могу найти упоминание о Рамбаме?
       “Рамбам (Rambam) - это аббревиатура имени раввина Моисея бен Маймона (Rabbi Moses ben Maimon) - Маймонида - возможно, величайшего еврейского мудреца за всю Постбиблейскую эру. Будучи лидером своего поколения, Маймонид был известным для своего XII-го века астрономом, математиком, последователем аристотелевой философии, он кодифицировал все известные на то время своды еврейских законов и был врачом при египетском дворе. Во время крестовых походов к его услугам прибегал Ричард - Львиное Сердце. В истории евреев два высказывания всегда будут связаны с его именем : "От Моисея до Моисея единственный только один Моисей", и "Чудо поколения".
      Тотчас же Гаон повелел своему посетителю обратится к книге Исхода, 11: 9 : "И сказал Господь Моисею : не послушал вас фараон, чтобы умножились чудеса Мои в земле Египетской ". На иврите первые буквы слов последней фразы следующие : Rabat (могут множиться), Maftai (мои чудеса), Beretz (на земле), Mitzraim (Египет).

    Подобную же историю рассказывают и о Рамбане (Ramban) - раввине Моисее бен Нахмане (Rabbi Moses ben Nachman), которого также называют Нахманидом - другом выдающемся мудреце тех же времён. Однажды Нахманид проповедовал на тему "Песни Моисея" из Второзакония 32. Он сказал удивительные слова о том,что вся история сынов израилевых может быть прочитана в этом тексте. Его талантливый, но высокомерный ученик - раввин Абнер (Rabbi Abner) возразил ему, но Рамбан не согласился отказаться от своих слов или как-то смягчить их тон. На это раввин Абнер резко ответил : "Если ты не сможешь доказать мне, что вся история сынов израилевых содержится в Песне Моисея, я никогда более не прислушаюсь ко всему, что бы ты ни сказал. Более того, я откажусь от Торы как от вздора, а вместе с ней и от иудаизма вообще. Чтобы доказать серьёзность моих слов, я зарежу свинью и съем её прямо в день Yom Kippur.”- " Но я настаиваю, что вся история скрыта в Песни Моисея. Можешь испытать меня, если хочешь", - ответил Рамбан.- " Отлично, и где же говорится о моей собственной судьбе в этом тексте? ", - спросил Абнер.
      Рамбан повернулся к стене и несколько мгновений молча молился. Затем он взглянул на Абнера : "Открой 32-ю главу Второзакония, найди 26-ю строфу и читай третью букву каждого слова. Так ты найдёшь ответ."Без всяких колебаний Абнер открыл Тору и последовал указаниям Рамбана. Но благоговейный страх охватывал его по мере того, как он читал слова пророчества : "Я сказал бы : "Рассею их, и изглажу из среды людей память о них."
       Он обнаружил, что его имя зашифровано в третьих буквах каждого слова… (Если на иврите по буквам написать его имя, то оно будет выглядеть в точности так, как показано выше : "R . ABNER" . В иврите нет гласных букв, а А - это немая буква, которую можно заменить любой гласной.) Всё высокомерие Абнера сейчас же исчезло. "Наконец то ты понял", - сказал Рамбан. По одной версии легенды, Абнер стал преданным учеником Рамбана и усердно изучал Тору, по другой - он отправился через море в лодке без вёсел и без гребцов и больше его никто никогда не видел.
     Нет необходимости говорить о том, что эти примеры не очень впечатляют статистически. При желании каждый наверняка сможет найти случайные примеры, казалось бы, бессмысленной связи между отрывком текста и первыми (или третьими) буквами нескольких его слов - просто в результате случайности. Но здесь и заключается изначальный смысл метода расшифровки кодов и его места в своде законов иудаизма.

       И действительно, учёные, изучающие Библию, знают, что за тысячи лет сохранилось поразительно малое число вариаций в рукописной Торе. Даже не будучи совершенной на все 100%, эта точность передачи текста настолько высокого порядка (особенно в сравнении с другими древними текстами, включая и Писание на иврите), что она долгое время оставалась загадкой для учёных.Загадка заключается не в методе, которым достигается подобная точность - он хорошо известен - а в причине такого трепетного отношения к тексту.
       До наших дней каждый свиток Торы в любой синагоге мира копируется от руки со своего предшественника; записывается согласно неизменным правилам писцами, прошедшими курс специальной подготовки и тренировки. На протяжении веков каждому из писцов передавалось следующее предупреждение, в котором мы видим не просто поэтическую метафору : "Если вы случайно пропустите или добавите хотя бы одну букву в Торе, вы тем самым разрушите Bселенную".
       В этом свете и один из наиболее часто цитируемых отрывков Христианского Писания приобретает новое значение : "Я скажу тебе правду : до тех пор, пока существуют Небеса и Земля, ни одна малейшая буква, ничтожная чёрточка, не исчезнут ни в коем случае из законов Моисея (Торы) до тех пор, пока не наступит полное завершение".В середине XVIII-го века, когда Гаон из Вильно сделал своё удивительное открытие, мир стоял на пороге научной революции. Не будучи и ранее широко известными, предания о кодах почти полностью исчезли из еврейских традиций.
      Однако, исчезли не окончательно. В начале XX-го века появился другой выдающийся еврейский мыслитель в Словении - одном из крупнейших центров еврейской культуры, обречённом погибнуть во время Холокоста несколькими годами позднее. Также как и Гаон из Вильно, Майкл бер Вайссмандл (Michael ber Weissmandl) был вундеркиндом в изучении Талмуда и математики. Ещё в юности Вайссмандл обнаружил упоминание о кодах в трудах древнего мудреца, раввина Бачия (Bachia), жившего в XIII-м веке. Используя ключи к кодам, оставленным Бачией, Вайссмандл предпринял собственное исследование этого феномена и убедился в его подлинности.
      Став известным раввином и сохранив интерес к кодам, он выписал всю 304805-тысячную последовательность букв Торы в таблицы размерностью 10 X 10. (В таком виде слова, которые встречаются через равные промежутки букв, лучше выделяются).Раввин Вайссмандл дал толчок процессу, благодаря которому 60 лет спустя коды стали всемирно известными. В конце 80-х годов израильские исследователи получили расшифровки, которые превосходили всё, что удалось открыть раввину Вайссмандлу или кому-либо из его предшественников: ссылки на события и обстоятельства восстания Маккабитов (Maccabees), которое отмечается еврейским праздником Ханукка (Hanukkah), подробности взятия Бастилии во время французской революции, основные черты протекания и лечения диабета, детальное описание СПИДа и даже ряд событий новейшей истории.
        К примеру, в результате заговора высших офицеров армии, 6 октября 1981 года был убит президент Египта Анвар Саддат. Лишь ограниченному кругу людей во всём мире была продемонстрирована дешифровка текста из Книги Бытия с деталями покушения : имя жертвы, дата, место, способ убийства и другие детали этого преступления. Даже имя и фамилия убийцы - Шалед Исламбули было обнаружено с точностью до буквы в небольшом отрывке текста Книги Бытия.
     Таким же образом подобные отрывки из Книги Бытия с описанием войны в Персидском заливе появились в Израиле вскоре после начала военных действий. Похожие описания можно также найти и в Книге Исхода. Широко известна история о том, что дата первой атаки Ирака ракетами "СКАД" была объявлена до того, как она произошла - и эта дата обсуждалась на самом высоком уровне в правительстве Израиля.
     На израильских исследователей постепенно увеличивалось давление с требованием дать серьёзное научное обоснование своим открытиям. Что они и сделали, предоставив большой и тщательно проверенный образец подобных отрывков в авторитетные в научных кругах статистические журналы. Опубликованные материалы практически сразу сочли недостоверными - настолько скандально невероятным был их смысл. Но ряд влиятельных профессоров математики из Гарварда, Йеля и других университетов выступили с публичным предостережением общественности от поспешных выводов. В результате работа была подвергнута тщательному исследованию, что было исключительным явлением для материалов такого рода - большинство таких "невероятных" открытий не выходят за пределы жёлтой прессы и поп-TV.

       Гуманитарии, статистики и математики из Гарварда, Йеля и Карнеги-Меллона пытались найти слабое место в открытии, но безуспешно. Один из таких критиков, Перси Диаконис из Гарварда, выдающийся статистик, был настолько ярым противником теории кодов, что разработал блестящий метод её опровержения . Однако и он потерпел поражение : группа израильских учёных использовала его собственный метод для подтверждения своих открытий. Они заявили, что обнаружили и, казалось бы, при строгом контроле продемонстрировали следующий факт : в Книге Бытия можно обнаружить зашифрованными подробные детали не только крупномасштабных событий, но и подробности жизни целой группы исторических личностей. Все эти люди жили между девятым и восемнадцатым столетиями н. э. - более четырнадцати столетий от даты (по самой скептической оценке) написания Торы. Кто бы мог подумать, что легенда, рассказанная Гаоном, а до него - Рамбаном, окажется правдой?
     История расшифровки кодов Библии - это также и история выдающихся людей, благодаря которым мы и узнали о кодах. Ключевой фигурой здесь, безусловно, является раввин Вайссмандл, который знаменит не благодаря своей малоизвестной работе над кодами, а из-за самоотверженных действий во время Холокоста. Его деятельность по спасению евреев легла в основу одного из самых успешных фильмов Стивена Спилберга - "Список Шиндлера" - ведь именно Вайссмандл был тем гением, который создал тайные схемы выкупов евреев в те страшные годы. (Собственно, раввин Вайссмандл не участвовал в спасении евреев непосредственно вместе с Шиндлером, но именно он был инициатором этого процесса повсеместно в Европе. Конечной его целью было осуществление "Плана Европа" (Eroupe Plan), задачей которого было спасение всего европейского еврейства. Хотя нацисты и отнеслись благосклонно к плану, группа Вайссмандла, находясь в оккупированной Словении, так и не получила доступа к необходимым фондам.)

     Когда война закончилась, Вайссмандл эмигрировал в Америку и вернулся к своей первой любви - тайне кодов Торы. Он собрал небольшую группу преданных учеников, которые работали над воссозданием максимально возможного числа его довоенных открытий, добиваясь при этом и новых успехов. Но для Вайссмандла, как и для всех его предшественников, поиски закодированной информации были необыкновенно трудоёмкими. Кроме того, когда кто-либо обнаруживал информацию, казавшуюся важной, как он мог доказать, что это не простое совпадение? Но неожиданно те же события, что привели к Холокосту, принесли открытие новой математической технологии, которая запустила исследование кодов на качественно новый уровень. В Лондоне под эгидой секретного проекта под кодовым названием "Ультра" был расшифрован считавшийся неуязвимым военный код нацистов "Энигма". Дьявольски сложный, этот код не поддавался всем предыдущим попыткам дешифровки. Объединив математические, статистические и новейшие вычислительные достижения, появившиеся как результат проекта атомной бомбы в Лос-Аламосе, Британия и союзники получили возможность сделать шаг вперёд в расшифровке непрерывно изменяющейся схемы "Энигмы". Героями этой тайной победы были двое : Алан Тюринг из Лондона и Джон фон Нeйманн из Лос-Аламоса, оба выдающиеся, всемирно признанные математики. Благодаря их работам наш мир невообразимо изменился, ведь Тюринга за его исследования называют "отцом программного обеспечения", а фон Нeйманна - "отцом компьютера".
     Работая в невероятном напряжении, группы фон Нeйманна и Тюринга разработали - фактически с нуля - две теории, которые оказались решающими для успеха "Ультра" и для окончательной победы союзников : высокоскоростные вычислительные машины и комплекс сложнейших статистических технологий, применяющихся для дешифровки системных кодов.По иронии судьбы, три доминанты современного развития человечества - компьютерная техника, статистика и криптология - берут своё начало в древних методах дешифровки, применявшихся еврейскими мудрецами, которые впервые упомянули коды Торы ещё в первом веке нашей эры.
     Через тридцать лет после смерти Вайссмандла, когда персональные компьютеры стали в тысячи раз мощнее того первого, занимавшего целое здание, компьютера, созданного фон Нeйманном и применённого Тюрингом, коды Торы привели к целям, схожим с дешифровальными усилиями Союзников времён войны. Скандальные, какими они должны казаться - и какими они остаются для обескураженной критики - неопровержимые доказательства, полученные таким образом, можно трактовать по-разному ; одно остаётся очевидным - человек не мог 3 тысячи лет назад написать Тору, так же как и человек любого времени, включая наших современников. Но кто бы ни написал её, очевидно, что сделано это было именно так, как приписывает Господу древняя иудейская традиция - первостепенное внимание уделялось точной, побуквенной последовательности.

    По этому поводу   профессор Дэвид Каждан, декан факультета математики в Гарварде, в интервью известной газете в 1996 году высказался так: "Феномен существует, а что за ним стоит - можно трактовать по-разному." Множество людей, как известно, возвращается к своим религиозным убеждениям в результате открытия кодов. (Более того, считается, что это - один из способов охвата современных, скептически настроенных евреев, которые слишком отдалились от традиционной ортодоксальной веры своих предков. Над таким методом обращения в веру заблудших ведутся горячие дискуссии внутри еврейского сообщества.)
      Поток книг, рассматривающих упрощенный вариант кодов с точки зрения христианства не сходит с первых мест в списке бестселлеров Евангелического сообщества (в котором, кстати, также, как и в еврейском сообществе, имеется немало скептиков). Два подобных труда, например, банально убеждают читателя в том, что по доказательству израильских исследователей, Иисус - это мессия. Каждый из этих трудов разошёлся тиражом более 100.000 за 3 месяца. Можно только представить, какое смятение вызывают все эти события, в частности, в Израиле. (Как мы увидим далее, обоснованно коды не могут использоваться для этих заявлений, так же как и для любых других подобного рода. Наиболее квалифицированные исследователи подчёркивают, что коды никогда нельзя применять для воздействия на религиозные чувства людей).
     Но останутся ли доказательства существования кодов и далее неопровержимыми? В действительности, оценки профессора Каждана значительно более предварительны, чем это могло бы показаться по приведенной выше цитате - хотя профессор и далёк от предубеждений. Кроме того, как мы уже упоминали, частично засекреченный проект по расшифровке кодов в настоящее время передаётся одному из крупнейших мировых научных центров. В проект вовлечены некоторые авторитетные учёные по математике, статистике и компьютерной технике. Многие участники проекта - скептики, раздражённые - некоторые даже разъярённые - быстрорастущим интересом к кодам во всём мире. Их цель - найти слабое место в самом принципе исследования кодов, тем самым раз и навсегда уничтожив всякие попытки поисков в Библии зашифрованной информации.
     То, что это слабое место всё ещё не найдено, для них ничего не значит : недостоверность кодов для многих остаётся однозначной, несмотря на необходимость доказательств. Но всё же небольшое число крупнейших учёных после длительного изучения уже пришли к выводу, что коды - это именно то, чем они кажутся на первый взгляд.
       Расшифровка кодов Библии - это история кодов и людей, стоявших за ними - всех известных на сегодняшний день, это история про удивительные возможности применения кодов.

ОТ ЭНИГМЫ К АБАШУ

“Грустно осознавать, что именно война послужила толчком к развитию таких фундаментальных изобретений, как, например, компьютер. И это не единственный пример, атомная энергия - ещё одно открытие ; более того, имели место тесные взаимоотношения между этими двумя направлениями. Мы попытаемся осветить развитие этих отношений в научно-исследовательском центре Лос-Аламос.
”Норман Метрополис, ассистент Ричарда Финмена и Джона фон Нейманна по проектам "Манхеттен" (Manhattan) и "Дифференциального Вычисления",в настоящее время - глава учёного совета центра.

“Война - отец всех вещей”Гераклит Эфесский, греческий философ (535-475 гг. до н.э.)

 1946 : Тайная Победа.
    
Через несколько месяцев после полного поражения фашистских государств, союзники в спешном порядке стремились возвратить свои государственные расходы в рамки мирного времени. Тысячи проектов с грифом "совершенно секретно" были массово рассекречены, поскольку по оценке Конгресса не представляли более ценности. Один необычно высокотехнологичный проект казался особенно подходящим для прекращения финансирования: расшифровки кодов противника посредством некоего механизма под названием "компьютер". Ответственная комиссия уже предвидела очередное ускоренное завершения работы над этим проектом.
   Но этого не случилось. Для конгрессменов, привыкших иметь дело с более традиционными видами военного дела, оценка их коллеги, Кларенса Б. Хэнкока, была полной неожиданностью : "Заслуга дешифровщиков в успешном и быстром окончании этой войны ничуть не меньше. чем любых других родов войск."Окончательный отчёт Конгресса по этой теме заключал : Успех, достигнутый … заслуживает наивысшей оценки и все, ознакомленные с данными материалами подтвердили, что они тем самым в значительной мере способствовали победе над врагом, приблизили момент победы и спасли многие тысячи жизней.”
     Хорошо знакомый с деталями этого, всё ещё секретного проекта, вице-адмирал Вальтер С. Андерсон выразился ещё более чётко : "Благодаря ему мы выиграли войну." Подтвердил его характеристику, причём в письменной форме, не кто иной, как генерал Джордж С. Маршалл.
Характерным примером огромной важности криптологии может служить история генерала Эрвина Роммеля. Благодаря сверхъестественной способности предугадывать каждый шаг Союзников, Роммель получил славу гениального стратега. В действительности же, его успех был почти полностью обусловлен тем фактом, что секретные военные коды англичан были взломаны немецкими криптологами. Он просто был проинформирован о каждом готовящемся манёвре союзников до осени 1942, когда канал утечки информации был обнаружен.

     Лунной ночью 23-го октября того же года вся его слава - а вместе с ней и половина личного состава его прославленного "Корпуса Африка" - были уничтожены во время наступления британских войск под Эль-Аламейном. За три месяца непрерывного отступления Роммель был отброшен более чем на 1250 миль (2000 километров) по всему фронту. К середине 1943 "Корпус Африка" был готов к сдаче.
      Неожиданный успех в борьбе с нацистскими субмаринами "Волчьей Стаи" в Северной Атлантике, блестящий воздушный бой в апреле 1943 и уничтожение японского адмирала Ямамото - того самого, который санкционировал нападение на Перл-Харбор, уничтожение главного авианосца японского флота, а вместе с ним и цвета японской авиации в битве при Мидуей в июне 1943, всё это в значительной степени результат успешной работы дешифровщиков. Даже тактический манёвр, который отвлекал внимание противника от действительного места высадки десанта в Нормандии, удалось успешно реализовать только благодаря обновлению своих и расшифровке кодов противника, а также сохранению в тайне этих фактов. "До Аламейна", - сказал Уинстон Черчилль, - у нас не было побед; после Аламейна у нас не было поражений." Что Черчилль имел в виду, назвав 1942 год "поворотным моментом истории" стало понятным только спустя много лет после вынужденного самоубийства Роммеля и полного поражения государств Оси (фашистских государств).
        Получив подобную оценку, криптологический проект был немедленно вновь засекречен и работы возобновились - причём даже более масштабно, чем ранее. В разгар Второй мировой войны отдел, в то время известный как SIS (Отдел Связи Разведки - Signal Intelligence Service) насчитывал 231-го сотрудника - офицеров, рядовых и гражданских, которые трудились как в штаб-квартире в Вашингтоне, Округ Колумбия, так и в тылу врага. Шеф SIS передал в правительство США данные о готовящемся нападении японцев на Перл-Харбор - точную дату и даже время - но этим сведениям не придали должного значения. Конгресс дал указание строго проконтролировать, чтобы подобная ошибка не повторилась с русскими. За время Второй мировой войны численность сотрудников отдела возросла до 10609 человек. К 1968 в правопреемнике дел SIS на мирное время - в Национальном Агентстве по Безопасности (NCA - National Security Agency) состояло на службе более 20000 человек, вдвое больше, чем в ЦРУ (точные цифры этих устаревших данных всё ещё засекречены). Холодная война оказалась, к счастью, не так "холодна", как рассчитывали сотрудники спецслужб.
     Под покровом ещё более ужесточившейся секретности, огромный рывок в работе криптологов оказался незамеченным современниками. Дело расшифровки кодов перестало быть уделом тайных агентов и бравых генералов: оно объединило наиболее выдающиеся умы в математике, статистике, лингвистике и программировании - по сути, создав первоначальную область применения науки программирования, доминирующую в нашем сегодняшнем мире. NSA быстро превратилась в крупнейшего в мире работодателя для талантливых математиков и статистиков. Но общественности, даже академическим кругам, было дозволено видеть лишь малую толику того, что NSA создавало в своих лабораториях.


Древние Истоки
    Нить тайных знаний, которая закончилась победой союзников во Второй мировой войне, уходит далеко в прошлое - в традиции еврейской истории, тесно связанные с их характерным, кажущимся загадочным отношением к Священному Писанию. За всю известную историю существования Писания различные "расшифровки" и многочисленные взаимодополняющие "тайные" значения на буквенном уровне были основополагающим моментом в устных традициях.    Евреи, придерживающиеся традиций, с детства обучаются подобным образом, переходя от простого к наиболее сложному за 4 шага.
      Происхождение этих четырёх шагов сравнивают со вступлением в тайный сад. Слово "сад" на иврите звучит как pardes (PaRDeS), и каждая буква слова символизирует один из четырёх шагов : P соответствует p'shat, простому, поверхностному значению текста ; R - remez, объясняющему разночтения при чередовании гласных или пропуске слов ; D - d'rasha - притчи в тексте , которые, являясь подлинными, заключают в себе тайный смысл и не должны восприниматься буквально (примером может служить расчёт времени сотворения мира (согласно Нечунии) в тексте Книги Бытия) ; S - sod, наиболее таинственный и скрытый уровень текста.
      Sod, четвёртый по сложности уровень интерпретации, был наиболее хорошо разработан каббалистами. Их учение считается начальным этапом в искусстве кодирования и декодирования текстов. Со временем криптология стала самостоятельной наукой, одним из элементов искусства государственного управления, всё более и более отдаляясь от своего религиозного первоисточника. Но, по иронии судьбы, те же трагические события, что привели к Холокосту, стали и причиной появления сложной методики расшифровки - поначалу строго критической - кодов Торы, которые давным-давно дали толчок развитию и последующему обособлению криптологии как науки. Всё возвращается на круги своя.

Язык Тайн
    
Наиболее раннее использование второго смыслового уровня (называемого в криптологии "явным текстом"), умышленно введённого в основной, легко читаемый и имеющий собственный смысл текст (называемый "шифрограмма"), вероятнее всего можно приписать древним израильтянам. По крайней мере, об этом свидетельствуют первые письменные упоминания. Например, мы встречаем тайнопись в текстах пророка Иеремии 25:26 и 51:42, где странное слово "Сесах" (Sheshach) открыто заменяется словом "Вавилон" : "Как взят Сесах, и завоёвана слава всей земли ! Как сделался Вавилон ужасом между народами!"
Это - пример буквозамещающего кода под названием Атбаш (atbash)( = ATBaSH), в котором первая буква ивритского алфавита, aleph (A = ), заменяется последней, tav (T = ); вторая, bet (B = ), заменяется предпоследней, shin (Sh = ) и так далее. В каббалистических текстах средних веков подобная замена называлась "пермутацией " букв. (Отголосок иудейской криптографической традиции мы находим в синоптическом (сводном)
   Евангелии в виде метафорического обращения, например : "И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними" (от Луки 13:30) ).

Курьеры тайнописи
    
Характеризуя древнейшие шифры иврита, Дэвид Кан, известный учёный-криптолог, отмечает: “Три основные замены повсеместно используются в древнеивритских текстах; принцип большинства из них был относительно простым: последовательная замена одной буквы на другую. Но главная заслуга таких шифров в том, что применение Атбаша в Библии натолкнуло средневековых монахов и писцов на мысль о создании собственных буквозамещающих шифров. Развитие этого направления привело к появлению современной шифровальной науки … как средства секретных коммуникаций.”
Многие народы древности пользовались различными кодами и шифрами; принцип большинства из них был относительно простым: последовательная замена одной буквы на другую. Подобные "буквозамещающие шифры" легко поддавались дешифровке, как , например, Атбаш, если, конечно, больше в них ничего не было. И только в эпоху раннего Возрождения криптология начинает стремительно развиваться, постепенно превращаясь в более сложную науку. Толчок этим изменениям даёт повсеместное начало тайных исследований монахами каббалистических знаний - той части устных традиций, зашифрованных простым Атбашем в Священном Писании, что была запрещена официальной Церковью. Влияние Атбаша на криптологию было значительно более глубоким, чем даже утверждает Дэвид Кан, так как скрытые каббалистические знания и использование шифров встречаются намного чаще, чем это могло бы показаться по примеру из книги Иеремии.
     Одной из первых фундаментальных работ по древней криптологии - и её тесной связи с каббалой - является труд Нечинии бен Хакана (Nechunya ben HaKanah) из Эммауса в Иудее, подробно рассмотренный в последней главе. Он был одним из самых талантливых учеников Симона бен Йохая (Simeon ben Yochai), таинственного создателя Зохара(Zohar) - составляющего основу каббалы. Нечиния родился во втором веке нашей эры, вскоре после уничтожения римлянами Второго Храма. Нелишним будет напомнить, что именно он обнаружил в сорокадвухбуквенном имени Господа длину лунного цикла и возраст Вселенной. Он утверждал, что сделал это только при помощи Атбаша (заявив при этом, что в действительности, Атбаш - значительно более сложная система, чем простой шифр побуквенной замены), хотя и не объяснил полностью весь механизм этой дешифровки.

      Книга Нечинии, Sefer HaBahir, была основным источником знаний для средневековых каббалистов; сохранилось множество комментариев к ней. Известный нам раввин Бачия часто цитировал этот труд. Теоретически любой современник Нечинии мог изучить эти методы дешифровки; не исключено, что методы были известны и ранее, поскольку непохоже, что авторство всей теории принадлежит Нечинии. Но он жил в самом начале двухтысячелетних скитаний еврейского народа. Его труды приоткрывали таинственную сущность именно той религии, которая потерпела сокрушительное поражение при соприкосновении с новой, доминирующей и стремительно развивающейся христианской культурой; его язык стал "мёртвым" языком; его работы оставались также недоступны для человечества, как и знаменитые древние свитки, замурованные в пещере возле Мёртвого Моря приблизительно в то же время. Хотя в Средние Века время от времени священнослужителями и предпринимались попытки толкования постбиблейских текстов на иврите, только с началом Возрождения у не евреев появляется понимание значимости иудейского учения и важности независимой линии передачи их знаний. Только тогда криптологические приёмы, по сложности не уступавшие древним каббалистическим шифрам, начали активно применяться при дворах монархов Запада. (Здесь можно провести параллель с подобным процессом, происходившим во времена Вавилонского изгнания, когда Даниил был призван для расшифровки надписи, которую таинственным образом перст божий начертал на стене в присутствии монарха и приближённых. Древняя легенда утверждает, что расшифровка потребовалась из-за того, что текст был на Атбаше. Однако этой легенде противоречит буквальный текст Библии, поскольку в том виде, в котором надпись представлена, она явно не требует расшифровки.)
      По мере того, как общество эпохи Возрождения всё больше увлекалось идеями и культурой дохристианской Европы (а в более широком смысле - всего дохристианского мира), тоненькая струйка учения каббалистов превратилась в бурный поток, став мощным орудием воздействия. Но поскольку древние тексты редко были правильно переведены, а ещё реже - правильно прокомментированы, большинство раввинов не видело смысла в поддержке этих течений. Например, умозрительная теологическая теория, известная как "Десять Сефиротов" (система чётких положений, дополняющая учения каббалистической шифровки), быстро превратилась в оккультный метод гадания по картам Таро. В еврейском своде знаний, откуда, по сути, и берёт начало этот метод гадания, попытки "предсказания будущего" любым подобным способом были и остаются строго запрещёнными.
      Каббала была воспринята западной культурой, в первую очередь, через таинственные и умышленно запутанные положения алхимии, ставшие основой для многочисленных полуеретических рассуждений о душе и материи. Но очень часто, причём этот факт повсеместно игнорируется историками, великие криптологи Возрождения одновременно были и выдающимися алхимиками.
Смысл этого в том, что хотя древние каббалистические знания и не раскрыли эпохе Возрождения секрет превращения свинца в золото, эти знания научили находить скрытый смысл в кажущейся бессмыслице.

Концентрические Круги
     Простые буквозамещающие шифры господствовали в европейской криптологии со времён Рима до начала пятнадцатого века. С этого момента появляется целый ряд прогрессивных нововведений, которые не просто преобразовывают криптологию, но и закладывают фундамент для появления и развития статистики, а в далёком будущем - и компьютерной техники.
     Все эти нововведения были результатом появления "шифровального диска", изобретение которого приписывают первому из великих людей Возрождения, Леону Баттисту Альберти (1404-1472), известному также как "отец криптологии". "С появлением этого изобретения,- пишет Кан, - Запад, который к этому времени догнал, но ещё не превзошёл Восток в искусстве криптологии, занял лидирующее положение, сохранив его до наших дней."
      Архитектор, атлет, математик, моралист, музыкант, поэт, художник, скульптор, сатирик, Альберти, обладая ещё целым рядом талантов, был монахом, в чьих трудах, однако, было на удивление мало теологии. "Я сделал два диска из медных пластин,-исал он.- Больший диск - неподвижен, меньший, вложенный в больший, можно вращать." На каждом диске Альберти вырезал определённую последовательность из двадцати четырёх букв и цифр.
      Вращая меньший диск, эти последовательности можно было совместить любым из двадцати четырёх способов. Одна пара таких совмещённых букв ("индекс") передавалась получателю письма, который затем сопоставлял эти буквы на собственных, точно таких же, шифровальных дисках. На данном этапе результатом было создание простого буквозамещающего шифра, т. е. удобного способа изменения (пермутации) алфавитной последовательности и присвоения каждой букве нового значения, согласно её новому положению. Шифровальный диск сам по себе был, конечно, серьёзным нововведением, но создавал он всё те же одношаговые замены букв, легко поддающиеся дешифровке.
      Альберти предпринял судьбоносный шаг вперёд: "После написания трёх или четырёх слов, я должен изменить положение индекса согласно нашей формуле путём поворота диска на … позиций, после чего все настоящие буквы приобретут новые значения."
При замене букв алфавита не один, а несколько раз, мы получаем в результате новый, "полиалфавитный" шифр, значительно более сложный, чем все его предшественники. Например, слово "the" будет написано как "yir" в первом случае, "ukt" во втором, "ily" в третьем и так далее.
На стандартных дисках буквы "t", "h" и "e" последовательно смещались на одну, затем две, затем три позиции.
Интересно, что Альберти подробно объяснил причины многих своих открытий. Но о том, что подтолкнуло его к созданию шифровального диска и многократных замен, он умалчивает.


Творцы Эпохи Возрождения
     Альберти был только первым представителем целой плеяды блестящих, всесторонне образованных гуманитариев эпохи Возрождения, труды которых обусловили быстрый прогресс криптологии. Одним из наиболее ярких последователей Альберти был Тритемиус из Спаннгейма в Германии, живший в конце XV-го - начале XVI-го столетий. Тритемиус постригся в монахи в Бенедиктинском аббатстве Св. Мартина и очень скоро был избран аббатом - в возрасте 22-х лет. Он много писал на самые разнообразные темы - в большинстве авторитетные и новаторские работы, хотя были и труды довольно сомнительной ценности. Будучи влиятельным священнослужителем, он тем не менее считается учителем двух наиболее известных еретиков в области оккультизма и алхимии: Корнелиуса Агриппы и Парацельса. Решлин, стоявший у истоков "христианского каббализма", первые свои знания почерпнул в знаменитой библиотеке Тритемиуса. В конце концов, работы Тритемиуса были преданы анафеме и повсеместно запрещены.

В 1499 году Тритемиус начинает публикацию серии трактатов по криптографии. Так же как и Альберти, он уклонился от указания первоисточника, утверждая, что приобрёл знание кодов во сне. Следуя каббалистическим приёмам, в которых он, судя по его работам, хорошо разбирался, он описал метод пропуска букв - например

_________________________________________________________________________________________________

ВЗЛАМЫВАЯ КОДЫ БИБЛИИ
( http://raven.kiev.ua/DOSSIER/10.2000/rrak.htm)

Возникновение библейских кодов

На протяжении нескольких тысячелетий коды Торы были не более чем слухами. Их было нелегко обнаружить и чрезвычайно трудно подтвердить их существование. Понятно, что идея статистического подтверждения их относительно нова (и до сих пор она многих приводит в замешательство). Когда в тринадцатом столетии Раббеню Бахья заявил, что "если глаза сердца твоего будут открыты, то ты увидишь, что закодированная дата исконного новолуния не случайна", то с концептуальной точки зрения он намного опередил своих современников уже самим фактом признания существования кодов. Но у него не было математических инструментов для подтверждения своих слов. Скептики возражали (чего и следовало ожидать): сердце видит то, что оно желает видеть. Сам Иеремия указывал, что "на сердце полагаться нельзя" (Иеремия 17:9).
       То, что ускорило процесс драматического продолжения старой истории с кодами, было не просто открытие неизвестного ранее кода "Аарон" в Левитт (Третья глава), а использование статистического анализа при исследовании кодов и неожиданные результаты, полученные от его применения. Утверждение о том, что существуют коды Торы, лежит в самой основе кабалистики и древних еврейских традиций. Как мы уже видели, помимо этих традиций, развивалось искусство криптологии, и ключевым элементом в развитии искусства тайнописи было использование математической статистики. Со временем процесс создания и взламывания кодов стал вопросом жизни и смерти для многих народов, а к концу двадцатого столетия и для всего мира. Еще больше проблема обострилась с началом использования компьютеров.
      Использование всех вышеуказанных элементов предоставило возможность снова заняться древней загадкой. До того, как появилась работа Элияху Рипса по феномену "Аарона", ни один из кодов Торы не подвергался такому анализу - иначе и быть не могло.Примерно в то же самое время многие израильские ученые узнали о этом феномене и начали свои собственные исследования. В большинстве своем исследования проводились совместно, но как в любом научном поиске в этой ситуации возникала также и конкуренция - само собой разумеется, на пользу дела, так как аргументированный спор между маститыми, квалифицированными противниками является и эмоциональным горючим для дальнейшего прогресса науки и самой лучшей страховкой от интеллектуального застоя. (Ваша работа должна быть на высоте, потому что Ваш высококвалифицированный оппонент сделает все, чтобы доказать обратное.)
      Но возник еще один спор: спор между религией и наукой. Даже на такой ранней стадии исследований некоторые представители религиозных кругов высказали опасения, что в таком подходе к священной Торе слишком большое внимание уделялось науке, чего не должно быть. Такая реакция появлялась неоднократно и у верующих, и у скептиков. Эта дихотомия является современной формой картезианского дуализма, нечто вроде ментальной и физиологической "кашерности" (речь идет не об отдельных блюдах из мяса и молока, а об отдельных ментальных установках для науки и веры, материального и духовного, эмоций и ума). Но отделить науку от религии - значит не принимать и не воспринимать серьезных доказательств. В любом случае, первый из тринадцати принципов Маймонидов о еврейской вере утверждает: "Знаю, Бог есть ...", что означает не только веру. Как же можно веровать без доказательств?

        В конце 80-х проблема "кашерности" процесса исследования кодов предстала перед авторитетными раввинскими чинами: открылась ли древняя, тщательно запертая дверь к новому уровню понимания Торы, или дверь была иллюзией? Должна ли дверь открываться с использованием беспристрастного и в то же время мирского ключа, каковым является статистика, по сути главного ключа, где любой может использовать все. Должна ли дверь открываться вообще? Предположим, что работа ученых доказана с научной точки зрения, какое же, в данном случае религиозное значение кодов? К чему привела бы неудача в исследовании? Что бы это доказало? Какое влияние оказало бы это на духовные взгляды тех, кто был вовлечен в исследование, не говоря уже о тех, кто не занимался этим непосредственно, - и кто не мог произвести независимую оценку?
      Это были серьезные опасения с не менее серьезными последствиями. Не так давно молодая еврейская пара, размышлявшая о возвращении в иудейскую веру, отложила обрезание своего новорожденного сына - ритуала, приводящего ребенка к завету Авраама - в ожидании публикации упомянутого научного труда о кодах. Когда этот труд был опубликован (см. главу 12), они провели обрезание. Этот сценарий должен быть для внимательного раввина самым страшным сном по ряду причин. Самой очевидной из них является вопрос: что если поступит опровержение на этот труд?В восьмидесятые годы обстоятельства благоприятствовали тщательному и беспристрастному поиску Элияху Рипса, заключавшегося в тестировании и проверке правильности возрастающего количества находок. Когда ум начинает различать контуры того, что еще раньше предвидело сердце, то конкретные характеристики кодов уже имеют такие параметры, которые можно точно определить и измерить. Поиск стал более сфокусированным и, тем самым, предоставлял возможность для масштабной количественной оценки. Не имеющее структуры исследование медленно уступало место гипотезе априори, контрольным тестам и статистическому анализу. Феномен становился подлинным, возможно, даже для тех, кто имел научное образование, а не духовное. Он заслуживал дальнейшего рассмотрения, даже несмотря на неточности, для формальной публикации и проверки экспертами. Одной из ключевых характеристик была такая характеристика, как группы.

                        Собирание в группы
          Рипс и другие обратили внимание на феномен "Аарон", который, по мнению Рипса, мог являться еще одним ключом к декодированию. Абрахам Орен заметил отсутствие подробных ссылок на Аарона в конкретном отрывке в книге Левитт, но отсутствие такого рода (да еще в таком тщательном поиске) трудно поддавалось количественной обработке. Даже если сам Аарон конкретно не упоминался в тексте, слово "Аарон" (например “в сынах Аароновых”) было разбросано кое-где в простом тексте (или, пользуясь криптологическим термином, в "шифротексте") самой Торы.
         Рипс тогда сформулировал гипотезу по-другому. По его словам, значимые кодированные слова собираются вокруг разбросанных слов в обычном тексте. (То есть, возможно, слова простого (кодированного) текста собираются вокруг своих эквивалентов в шифрованном тексте (на поверхности). Позднее Рипс пришел к заключению, что феномен наблюдался даже тогда, когда слово шифротекста не было разбросано. Тогда он придал процедуре исследования такую форму, которая была чуть меньше обычного исследования и немного больше, чем протокол.1. Предположим, что гипотеза истинна. Давайте предварительно решим (то есть, перед началом самой проверки), что некоторые фрагменты Торы, вероятно, скрывают скрытые слова, относящиеся к данному отрывку.2. Выберите слова для исследования. Причина того, почему были отобраны одни слова, а не другие, кроется в нюансах исторической и религиозной значимости некоторых слов в Иврите, в Торе, и в устной речи.
         Выбор может показаться спорным для тех, кто никогда не слышал "тихие обертоны" некоторых слов. Но с научной точки зрения, это не имеет никакого значения. Главное в том, что когда выбран отрывок и отобрано для исследования слово - не имеет значения по каким признакам - и поиск скрытой информации, и тестирование, должны иметь место после отбора. Рипс не просто искал совпадения в появлении слов, не просто использовал статистические методы для выявления по-настоящему впечатляющих случаев и отброса, в дальнейшем, неподтвержденных. Уже в конце и только тогда он произвел значительный компьютеризированный анализ всех слов книги Бытия и произвел статистический анализ всего объема материала (см. ниже).3. Произвести статистический анализ отобранных слов (подобно тому, который описан в разделе III) и произвести также дополнительную проверку.

       Результаты снова ошеломляли. Рипс обнаружил чрезвычайно большое количество случаев, в которых, по его мнению, тема конкретного фрагмента была представлена единственным словом в шифротексте (напр., слово "Эдем" в отрывках, повествующих о садах Эдема) повторялось необычно большой группой закодированных появлений того же самого слова в том же самом отрывке - чаще, чем можно было ожидать от простой случайности. Как будто этот отрывок был преднамеренно написан так, чтобы слово "группа" могло быть извлечено из него много раз во многих различных эквидистантных пропусках букв. Предлагаем два примера для иллюстрации явления (рис. 1 и 2).Вышеприведенная таблица показывает небольшую подборку находок в истории об Эдеме, выбранную из большого числа мест. В одной публикации (B'Or HaTorah), где они появляются, авторы предлагают статистическую оценку. Я выполнил основные требования, повторил процесс поиска и предпринял свои собственные исследования статистической ценности кодов, используя довольно консервативные методы.
      Они, конечно, представляют собой всего лишь грубо приближенные данные, так как не являются формальными контролируемыми экспериментами. Сами цифры должны передать читателю то чувство, которое генерировало интерес как среди скептически настроенных ученых, так и среди светской публики, до которой начала доходить информация о кодах. Я выбрал несколько примеров, которые, как я считаю, довольно впечатляющи; другие мне не кажутся таковыми. Примите во внимание количество раз, когда ожидалось появление данного слова или фразы, и приблизительное количество вероятности ошибки для данного количества появлений (на основе сравнительно простого так называемого распределения Пуассона для ожидаемой в сравнении с действительной частотностью появления).Вот некоторые выводы из этих примеров.Скрытые "Эдемы" группируются вокруг Открытых "Эдемов" в отрывке, где описываются сады Эдема.

     Ожидалось появление приблизительно 13 - 14 скрытых "Эдемов" в данном тексте, состоящем из 657 букв. Появилось 20. Вероятность ошибки эксперимента равна примерно 100 к 1.Спрятанные слова, обозначающие "река", группируются вокруг "реки" в том самом фрагменте, что и указан выше. Они также описывают реки, протекающие через сад. Так как "Эдем" длиннее на иврите на три буквы, и "Река" длиннее на целых четыре буквы (ее эквивалент в английском обозначен одним словом), то ожидания обнаружить спрятанные слова существенно незначительны. Ожидалось появление шести-семи слов "река" в тексте, состоящем из 657 букв; в действительности появилось 13. Вероятность ошибки 1000 к 1.
     Следующий пример: "место" - это слово, имеющее на иврите нюансы, отличные от его же написания на английском языке, содержит смысловые особенности. "Место" появляется в Книге Бытия 1:1 -1:13. Вокруг него сгруппировались пять скрытых слов, выражающих то же понятие. В тексте такого объема ожидалось только два случая их появления. Вероятность ошибки здесь составляет 50 к 1.
       Двенадцать скрытых "водоемов" появляются в такой же части текста, как и "место", но случайно их могло быть не более 4. Последний пример: "Назначенное время" является примером другого порядка и представляет особую линию, которая свела воедино все исследование. Во всей Книге Бытия слово Ha MOADYM - "Назначенное Время": в том самом фрагменте, который обсуждали Раббеню Бахья, Раббеню Там, Зохар, и Раввин Вейсмандл. В этой части говорится о сотворении мира, о солнце и луне как отправных ориентирах для составления календаря. Позднее этот термин появляется в Книге Левитт 23, где он встречается 70 раз для отдельных святых дней календаря. HaMOADYM длинное слово и мы, тем самым, не можем надеяться встретить его много раз, если не никогда, в таком коротком тексте. На самом деле, надежды на то, чтобы найти спрятанный HaMOADYM даже один раз в любой части Книги Бытия длиной 750 букв (это длина отрывка, в котором слово фигурирует открыто) имеет шансы примерно 1 к 1000. Ожидалось его скрытое появление во всей Книге Бытия объемом 78064 буквы всего 5 раз. В действительности HaMOADYM появляется в скрытой форме только раз во всей Книге Бытия. И только в этом случае его эквидистантный интервал (буквенный интервал) - 70, и он находится в центре такого места, где скрытое присутствие может быть только один раз возле слова, фигурирующего открыто.    

        Вероятность ошибки здесь 70 000 000 против одного. Примите во внимание также тот факт, что этот феномен был предсказан, а не просто обнаружен и зафиксирован как результат эксперимента.Понимание этого эффекта "групп" поможет нам увидеть, что чертой, отличающей Коды Библии от обычных кодов, используемых в разведывательной работе, является тот факт, что коды в Торе не появляются для того, чтобы открыть спрятанное сообщение. Наоборот, похоже, что они просто являются статистическим феноменом: достойными быть замеченными, потому что они появляются в ситуациях, в которых вероятность их случайного там появления чрезвычайно мала.
          Посмотрите на скопление точек внизу. Технически оба скопления могут быть названы группами, но то, которое находится слева, слишком упорядочено для этого слова. Заметьте, что существует порядок в скоплении справа, хотя этот порядок "неопределен". Именно это мы имеем в виду под словом "группа": тенденцию вещей собираться более-менее вместе, что происходит тем или иным способом, но не в совершенном виде. Такой феномен можно понять интуитивно с большой точностью (похоже, наши умы специально подходят для этой цели - обнаружения шаблонов в "шумном" входящем потоке). Но показать, что многие из них настоящие, а не иллюзорные, можно только путем использования очень сложных статистических методов. (Недостатком наших способностей в определении шаблонов является наша тенденция изобретать такие шаблоны, где нет ничего, кроме шума. Это чрезвычайно распространенная проблема в случаях, когда эмоционально у нас высокая потребность обнаружить значение или шаблон, а имеющие место концепции -скользкие. Религия является замечательной сферой для проявления искажений такого типа.)

Тот факт, что, возможно, не существует точно выраженного правила для описания "неясного" порядка, не означает, что правило не существует совсем. Методы прихода к этим неясным правилам являются именно теми правилами, которые разработаны криптологами в течение последних 200-300 лет: не пытайся просто "догадаться" какой шифр спрятан (а потом утверждать, что твоя догадка, должно быть, правильна, потому что для тебя она имеет смысл, и это то, что ты хочешь, чтобы было), используй строгие статистические методы на достаточно большом образце для определения "статистически значимых" отклонений, которых больше, чем можно было ожидать случайно. Эти отклонения указывают на скрытый порядок, в случае с настоящими кодами и шифрами - на намеренный порядок. Столько феноменов могут стать понятными только при таком виде статистического подхода, что целая новая эра науки появилась под названием "неясная логика", где фразами "скорее всего так", "почти", "не совсем" и "почти все" манипулируют математически с той же точностью, как с простыми числами.
      Следуя этим принципам, Рипс сосредоточил свое внимание на первых двух главах Книги Бытия. Более чем какие-либо другие, эти отрывки по еврейской традиции считались содержащими "скрытую" информацию, которую можно исследовать, используя криптоаналитические методы, впервые предложенные ранними каббалистами и студентами Зохар. Рипс искал места в этих двух главах, где бы значащее слово было бы в поверхностном тексте в виде намека на настоящие явления, а не просто в качестве темы. Он нашел несколько таких локализованных "групп". Затем он провел поиск полностью по двум главам, находя скрытые появления этих же самых слов. Снова начало проявляться то же самое явление. Скрытые появления слова имели тенденцию группироваться вокруг локализованных открытых появлений того же самого слова в шифротексте.Здесь сразу необходимо сделать замечание о том, что хотя эта обычность была не "неясной", а неточной, стало быстро понятно, что, скорее всего, это было намеренным действием, а не, скажем, особенностью механики языка. Просто не существует никаких механических процессов, которые могли бы вызвать такую степень группирования. После этого было проведено много тестов для проверки этого, и, действительно, никакая механическая причина не была выявлена.

         Только внутри этих двух глав Книги Бытия Рипс и те, которые становились все более заинтриговаными результатами этих исследований, среди них и другие ученые, нашли огромное количество групп, малая доля которых была указана в печати профессором Данеэлем Михаэльсоном, математиком из ЮКЛА и Университета Иврита, постоянно живущим в Израиле.   Скептик мог бы поспорить в этом месте о том, что не говоря уже о ссорах, касающихся того, чьи статистические методы лучше использовать для такого типа "неясного" анализа, как мы можем быть уверенными в том, что хороших примеров не было выбрано непропорционально больше по сравнению с плохими примерами, которые были проигнорированы? Это не должно означать никакого намерения обманывать - это является неосознанным процессом выбора, хорошо известным ученым, которые не доверяют даже себе без адекватного контроля.
      Зная о такой возможности, Рипс, сейчас работающий вместе с Михаэльсоном, который был притянут, как магнитом, к этим поразительным находкам, вывел анализ на следующую логическую ступень. Они проверили все слова в этих частях Книги Бытия с точки зрения вычислений - огромное предприятие, наравне с серьезной криптоаналитической работой - в поисках эффектов группирования, непохожих на найденные Фридманом. Михаэльсон описал их результаты:Как насчет других слов? Очевидно, здесь мы не можем показать все результаты (потребовалось бы более шестисот независимых анализов). Однако, около 40% слов в предыдущих трех страницах [примеров, воспроизведенных Михаэльсоном в этой статье] создают сильный эффект групп. Еще 40% показали среднее группирование. И остальные - никакого.

       Это чрезвычайное заявление. Даже если бы отрывок из 600 слов показал только средний эффект группирования для 40 % из них, а остальные - ничего, свидетельство наличия некоего спрятанного создающего порядок эффекта было бы все равно поражающим. (Если бы вы несколько раз подкинули монету и получили бы 60% "орел" и 40% "решка", есть ли здесь скрытая склонность к "орлу"? Нет, если эти результаты основываются на 10 попытках: отношение 6:4 находится в рамках ожидаемой случайности для 10 подкидываний. Интуитивно мы знаем, что 50:50 для "орла" и "решки" не означает, что такое равное соотношение будет постоянным. Но чем больше мы подбрасываем монету, тем больше мы ожидаем, что результат будет приближаться к 50 процентам. Что, если мы подбросим монету 1000 раз и все равно соотношение между "орлом" и "решкой" останется 6:4? С практической точки зрения 600:400 является ясным доказательством того, что что-то неверно в самой процедуре. Казино в Лас Вегасе зарабатывают состояния в течение долгого периода времени путем намного меньшего склонения неравенства в свою пользу, чем это - 1 или 2 процентов больше, чем достаточно).
      Все растущее число ученых, раввинов, удивленных сторонников светской школы и любопытных посетителей со всего мира начали заглядывать через плечо растущему числу ученых-экспертов, теперь серьезно изучающих "поэтические преувеличения" саг. Доктор Мойша Кац, работающий биоинженером в Хайфе, израильском эквиваленте МИТ, начал исследовать этот феномен в начале вместе с Рипсом, а позже независимо. К этому времени уже была середина 80-х. В Израиле студент-физик, который только завершил свою работу на звание кандидата в области общей относительности, также недавно покончил со своей светской жизнью, став баал т'шува. Термин буквально означает "мастер покаяния" и относится к тем, кто возвращается к строгому соблюдению древней веры. Он тоже пришел к изучению кодов Торы, и чем больше он их изучал, тем больше он убеждался в том, что они настоящие. Он аккуратно проконсультировался со старшими раввинами, которые были его учителями и наставниками, по поводу того, как ему лучше всего продолжать изучение этого материала и стоит ли продолжать это вообще. Они дали ему свое благословение, и с этим он повернул свои значительные интеллектуальные дарования на перевод кодов на научную основу. В скором времени Дорон Вицтум станет самым выдающимся исследователем кодов в мире, приводя свидетельства их действительности.

      Случайные всплески общественного интереса к этому явлению тоже появлялись то здесь, то там, но в общем исследование кодов было чисто эзотерическим делом. Большинству "энтузиастов" не хватало математических навыков для оценки находок критически и независимо, потенциально они могли навредить исследованию своей возбудимостью. С другой стороны, большинство из тех, кто обладал необходимыми навыками, считали это дело ниже их внимания. То, что оно имело религиозный оттенок, только все портило.Тем временем, Рипс и Михаэльсон поменяли свой обычный наряд западного стиля на ермолку и цицит. Для Михаэльсона коды были секретным проходом назад к вере его отцов, он вскоре оставил коды, чтобы сфокусироваться на жизни этой веры: религиозной, духовной и моральной трансформации, указанной Богом. Для Рипса коды были побочной профессией другого сорта, однако важной. На его возвращение в иудейство повлияли другие факторы. Но оба исследователя были знатоками с математическими и статистическими навыками, необходимыми для критической оценки кодов Библии. Они были изумлены тем, что они находили. Вскоре будет много других, которые будут также изумлены, и будет еще больше поразительных находок.

На главную стр.  

Hosted by uCoz