Выпуск 58 | |
"Каббала - это учение о причинно-следственной связи духовных источников, соединяющихся по постоянным и
абсолютным законам в одну высокую Цель - постижение Творца созданиями, существующими в этом мире."
- Бааль Сулам. "Матан Тора" - "Назначение науки по существу заключается в поиске единства." - П. Девис. "Суперсила. Поиски единой теории природы", М. "Мир", 1989 г. - | |
|
Четыре уровня желания
Неразвитый человек имеет дело только с теми ощущениями, которые вызывает в нем сам материал. Это значит, что он занимается только «телесными» формами – желает получить хорошее, приятное ощущение и этим ограничивается. Такое развитие называется «неживым» уровнем. Если он уже начинает видеть, что в мере изменения желания получать он постигает всевозможные дополнительные формы наслаждения, наполнения желания получать – он уже считается находящимся на «растительном» уровне. А когда уже начинает зависеть от более далекого окружения – находится в движении, в поиске наполнения, - это называется «животным» уровнем.
А когда развился до уровня осознания, что его сосуд не ограничен временем – прошлым и будущим, и не ограничен пространством, а охватывает все от края и до края мира, где он не находится в своем физическом теле, то называется уже «человеком».
Но на всех этих четырех уровнях развития желания получать мы проверяем возможность и пытаемся найти универсальную формулу, единую формулу, включающую в себя все: как каждое из всех существующих желаний открывает, определяет и усваивает положенное ему наполнение. Это то, что мы хотим узнать.
В этом заключается все наше знание о мире, о реальности. Ведь, в сущности, что такое наука? Наука – это знание того, что есть у человека внутри его получающего сосуда, что может в нем быть, и за счет чего он может получить то, что желает. Внутри нашей раковины, внутри нашего сосуда – там, по сути, заключены все наши науки, это то, что мы в них изучаем.
Каббалисты занимаются изучением законов функционирования этого сосуда. Эйнштейн, который стремился достичь полного знания обо всем мироздании, искал универсальную формулу, которая бы включала в себя все возможные следствия и все, что только находится в творении, – искал связь между сосудом получения и его наполнением. Заниматься исследованием взаимодействия света и сосуда – означает иметь дело с материей и формой, облаченной в материю. Материя – это сосуд, форма материи – свет, наполняющий его.
Сила – материя
Все духовное воспринимается нами как сила, отделенная от тела, и поэтому не имеет никакого материального образа. Оно является отдельным свойством и полностью отделено от материального мира. Но если у духовного нет никакого контакта с материальным, каким же образом оно может породить и приводить в движение материальное?
Однако сила сама по себе является настоящей материей, не меньше, чем вся остальная материя реального мира, и, несмотря на то, что она не обладает образом, приемлемым для восприятия человеческими органами чувств, это не понижает ее ценности.
Возьмем для примера кислород, который входит в состав большинства материалов в мире. Если взять бутылку с чистым кислородом, когда он не взаимодействует с другим материалом, это выглядит как пустая бутылка: кислород невозможно уловить, поскольку он находится в газообразном состоянии, нельзя управлять им руками, он невидим для глаза, не имеет запаха и вкуса. Так же ведет себя и водород.
Но если соединить эти два вещества, они немедленно превратятся в жидкость – воду, пригодную для питья, обладающую вкусом и весом. А если добавить эту воду в негашеную известь, то вода немедленно впитается в известь, и жидкость станет твердым веществом, как и сама известь. Таким образом, химические элементы – кислород и водород, которые совершенно невозможно ощутить, превращаются в твердое вещество.
В соответствии с этим, то же самое можно сказать и о силах, действующих в природе. Обычно они не считаются материей, потому что не подлежат познанию через ощущения. Но с другой стороны, мы видим, что ощущаемая реальность – твердые и жидкие тела, безусловно, постижимые в нашем реальном мире, могут превращаться при нагреве в газ, а газ, охлажденный до определенной температуры, может вновь стать твердым веществом.
Отсюда ясно, что все ощущаемые картины происходят от основ, которые невозможно ощутить, и которые не являются материалами. И потому все зафиксированные в нашем сознании знакомые нам картины, с помощью которых мы определяем материалы, непостоянны и не существуют в силу своих особых свойств. Форма их является производной от температуры.
Итак, основа материи – это сила, заключенная в ней. Однако силы все еще не проявляются относительно нас сами по себе, как химические элементы, но сущность их раскроется в будущем, так же как были обнаружены нами химические элементы только за последние века.
Одним словом, все названия, данные нами, исходя из картин материи, являются абсолютно выдуманными, поскольку даны нами, исходя из нашего чувственного восприятия, в пяти органах чувств. А потому эти названия непостоянны и не существуют сами по себе.
Но, с другой стороны, любое определение силы, которое мы даем, отрицая ее связь с материей, также надуманно. И до тех пор, пока наука не разовьется до своей совершенной формы, мы должны считаться только с конкретной действительностью. Другими словами, все материальные действия, которые мы видим и ощущаем, мы должны рассматривать в связи с совершающим их человеком и понимать, что он, также как и действие, в основе своей состоит из материи. И если бы не это, невозможно было бы постичь его.
Поскольку каббала – реальная наука, то она преследует реальное постижение мироздания, когда невозможно опровергнуть факт никаким трудным вопросом.
Все мироздание состоит из сосуда (желания) и света (наслаждения). Различие между сосудом и светом проявляется в первом же отделившемся от высшей силы творении. Первое творение – более наполненное и более тонкое по сравнению с любым, следующим за ним. Приятное наполнение оно получает от сути высшей силы, желающей наполнить его наслаждением.
Основой измерения наслаждения является желание его получить. То, что желание жаждет получить больше, ощущается им при наполнении как большее наслаждение. Поэтому мы различаем в первом творении – «желании получать» две категории:
1. суть получающего – желание получать, тело творения, основа его сути, сосуд получения блага;
2. суть получаемого – суть получаемого блага, свет Творца, всегда исходящий к творению.
Все мироздание и его любая часть непременно состоит из двух качеств, проникающих одно в другое, то есть составных, потому что «желания получать», обязательно находящегося в творении, не было в сути высшей силы. И потому оно названо творением – тем, чего нет в высшей силе. А получаемое изобилие непременно является частью сути высшей силы, и поэтому существует огромное расстояние между вновь созданным телом и получаемым изобилием, подобным сути высшей силы.
Как духовное может породить материальное
На первый взгляд трудно понять, как духовное может порождать и поддерживать нечто материальное. Но это трудно понять только, если рассматривать духовное как никак не связанное с материальным. А если взять за основу мнение каббалистов, постигающих, что любое качество духовного полностью похоже на качество материального, то выходит, что они близки между собой, и нет между ними различий, кроме как в материи: у духовного – материя духовная, а у материального – материя вещественная. Однако все качества, действующие в духовной материи, действуют и в материи вещественной.
В понимании связи духовного и материального есть три ошибочных утверждения:
1. сила разумной мысли в человеке – это бессмертная душа, суть человека;
2. тело – это продолжение и результат души;
3. духовные сущности являются простыми и несоставными.
Эти ошибочные предположения разрушены материалистической психологией, и, начиная с этого периода, желающий постигнуть высшую управляющую силу может осуществить это, приложив свои усилия в методике ее постижения – науке каббала.
*********************************************************
|
|
|
|
|
|
|
Здесь вы можете приобрести книги Михаэля Лайтмана. Можно заказать книги через интернет. |